Новости ФНС

УФНС Белгородской области уточняет порядок применения ККТ

Контрольно - кассовая техника – правила, нарушения, учет.

Порядок применения контрольно-кассовой техники регулируется Федеральным законом N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).

Контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр ККТ, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ).

Применять ККТ необходимо не только при расчетах с населением. Если наличными расплачивается юридическое лицо, то сторона, принимающая деньги, должна провести их через ККТ и выдать чек. Таким образом, независимо от статуса покупателя или заказчика (физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) при расчетах наличными деньгами (или с использованием платежной карточки) сторона, принимающая денежные средства, обязана выдать кассовый чек (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16).

Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны в соответствии со ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ:

- осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;

- применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

- выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

- обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

- производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

С 21 июля 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Однако для этого необходимо выполнить одно условие: по требованию покупателя (клиента) выдать в момент оплаты товара (работы, услуги) документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (товарный чек, квитанцию или др.).

После того как область применения ККТ определена, необходимо приобрести ККТ и зарегистрировать ее в налоговом органе.

Для регистрации ККТ в налоговом органе пользователь представляет в налоговый орган заявление о регистрации ККТ по установленной форме и следующие документы:

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- свидетельство о государственной регистрации;

- журнал кассира-операциониста, прошнурованный и пронумерованный;

- журнал учета вызовов технических специалистов;

- паспорт ККТ, подлежащей регистрации;

- паспорт электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ);

- паспорт версии и его ксерокопия;

- дополнительный лист к паспорту версии и его ксерокопия;

- договор на техническое обслуживание, заключенный между пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания);

- договор аренды или свидетельство на право собственности на помещение, в котором будет установлена ККТ.

Заявление о регистрации ККТ пользователь представляет в налоговый орган:

- для юридического лица - по месту нахождения;

- в случае подачи заявления о регистрации ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, - по месту нахождения обособленного подразделения. При этом налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения направляет копию карточки регистрации ККТ налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете организация, в состав которой входит данный филиал или иное обособленное подразделение;

- для физического лица - по месту жительства.

Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует ККТ путем внесения сведений о ней в книгу учета ККТ.

Одновременно с регистрацией ККТ пользователю выдается карточка регистрации контрольно-кассовой техники, подписанная руководителем (заместителем руководителя) инспекции и заверенная ее печатью, а также возвращаются документы, прилагавшиеся к заявлению о регистрации контрольно-кассовой техники.

Карточка регистрации ККТ хранится у пользователя по месту установки контрольно-кассовой техники вместе с журналом кассира-операциониста и журналом учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ в течение всего срока эксплуатации контрольно-кассовой техники и предъявляется по требованию территориального налогового органа.

О регистрации ККТ делается отметка в паспорте ККТ, которая заверяется печатью налогового органа.

Административная ответственность за неприменение ККТ

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влекут наложение административного штрафа на основании ст. 14.5 КоАП РФ, в том числе для следующих лиц:

- граждан - в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;

- должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей;

- юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

К ответственности за неприменение ККТ привлекается не продавец, а организация (индивидуальный предприниматель).

Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:

- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия).

- использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст. ст. 4 и 5 Федерального закона N 54-ФЗ);

- использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр ККТ (соответствующее требование установлено п. 1 ст. 3 Федерального закона N 54-ФЗ);

- использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ);

- использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст. ст. 4 и 5 Федерального закона N 54-ФЗ является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению).

Административная ответственность в случае, когда применение ККТ не обязательно



Для лиц, уплачивающих ЕНВД. С 21 июля 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ (Федеральный закон от 17.07.2009 N 162-ФЗ). Однако для этого необходимо выполнить одно условие: по требованию покупателя (клиента) выдать в момент оплаты товара (работы, услуги) документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (товарный чек, квитанцию или др.) (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 162-ФЗ).

Отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) в случае, предусмотренном федеральным законом, влечет наложение административного штрафа (ст. 14.5 КоАП РФ):

- для граждан - от 1500 до 2000 руб.;

- индивидуальных предпринимателей – от 3000 до 4000 руб.;

- для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

Для лиц, выдающих бланки строгой отчетности. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, в случае оказания услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ.

Поскольку в силу приведенной нормы неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16).

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения контрольно-кассовой техники не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения.

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Ю.Моисеев

Начать дискуссию