Новости ФНС

УФНС по Псковской области сообщает об изменениях в налоговом законодательстве.

Новое в налоговом законодательства. ФЗ от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

16.07.2010 года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".

Данный Закон внес существенные изменения в Налоговый кодекс РФ. Так в новой редакции изложена ст. 59 Налогового кодекса РФ «Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание», существенными изменениями дополнена Глава 9 Налогового кодекса РФ «ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГА И СБОРА, А ТАКЖЕ ПЕНИ И ШТРАФА»

Кроме того, статьей 8 Федерального Закона № 229 – ФЗ установлено, что безнадежной к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 1 января 2010 г. за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом N 129-ФЗ, не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В целях реализации нового Закона Федеральной налоговой службой во II полугодии текущего года был утвержден ряд важных Приказов, а именно:

Приказ ФНС РФ от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами", зарегистрированного в Минюсте РФ 27.10.2010 N 18836.

Со 2 сентября текущего года уточнены условия изменения срока уплаты обязательных платежей (гл. 9 НК РФ). В частности, были внесены следующие поправки:

- отсрочка и рассрочка могут быть предоставлены в отношении сумм штрафа (п. 6 ст. 61 НК РФ);

- одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки обязательного платежа можно подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита (п. 3.1 ст. 61 НК РФ);

- в п. 5 ст. 64 НК РФ определен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки;

- увеличен срок, в который налоговый орган может принять решение о предоставлении отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита. Теперь он составляет не один месяц со дня получения заявления, а 30 рабочих дней (п. 6 ст. 64, п. 5 ст. 67 НК РФ).

Изменения коснулись и отдельных положений ст. 64 Налогового кодекса РФ. Так уточнен подпункт 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ, которым предусмотрено такое основание, как угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства).

Согласно Письму Минфина России от 21.12.2009 N 03-02-07/1-546 наличие указанного основания предполагается устанавливать по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного Федеральной налоговой службой в соответствии с методикой, утверждаемой Минэкономразвития России. Методика в настоящее время разрабатывается Министерством экономического развития РФ.

Новым Порядком уточнены полномочия органов, принимающих решения о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

- по федеральным налогам и сборам – Федеральной налоговой службой Российской Федерации

- по региональным и местным налогам – Управление Федеральной налоговой службой по субъекту Российской Федерации

- по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, - налоговые органы по месту жительства этих лиц.

Прилагаемые к Порядку рекомендованные формы (обязательство о соблюдении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки или рассрочки, заявление о согласии на поручительство или залог, заявление о поручительстве и залоге) в целом остались без изменений. Только в образец заявления об изменении срока уплаты обязательных платежей добавлено, что налогоплательщик берет на себя обязательство по уплате процентов, начисленных на сумму задолженности в соответствии со ст. 9 НК РФ. Кроме того, новым Порядком уполномоченным органам рекомендованы формы решений об изменении срока уплаты федеральных, региональных и местных налогов, а также пени и штрафов.

Изменения, которые были внесены в Налоговый кодекс РФ, а также утвержденный Приказ Федеральной налоговой службы от 28 сентября 2010 года № ММВ-7-8/469@"Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа» направлены прежде всего на то, чтобы институт отсрочек и рассрочек по уплате платежей в бюджет наконец-то заработал и снизил для отдельных налогоплательщиков бремя налоговой нагрузки.

Приказ ФНС РФ от 30.11.2010 N ММВ-7-8/666@ "Об утверждении Порядка рассмотрения налоговыми органами заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налога и сбора, а также пени и штрафа"

Данным приказом установлен:

Порядок рассмотрения налоговыми органами заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налога и сбора, а также пени и штрафа.

Порядок рассмотрения налоговыми органами заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, по уплате региональных и местных налогов, а также пени и штрафа и заявлений о предоставлении инвестиционного налогового кредита по уплате местных налогов.

Порядок рассмотрения налоговыми органами заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, по уплате налога на доходы физических лиц, а также пени и штрафа.

Контроль за выполнением заинтересованным лицом принятых налоговыми органами решений и заключение договоров.

В принципе данный приказ устанавливает порядок взаимодействия при предоставлении отсрочки рассрочки платежей в бюджет между Федеральной налоговой службы, Управлениями по субъектам РФ, инспекциями по городам и районам, финансовыми органами субъекта РФ и муниципальных образований и направлен прежде всего на сокращение сроков принятия решения о предоставления отсрочки рассрочки платежей

Приказ ФНС РФ от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам", зарегистрированного в Минюсте РФ 23.09.2010 N 18528.

Данным Приказом Федеральная налоговая служба установила новый порядок списания недоимки и задолженности, а также перечень документов, подтверждающих их признание нереальными к взысканию.

Так подлежит списанию:

- недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам (в том числе по налоговым санкциям, которые до введения в действие Налогового кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г.);

- задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., а также пеням и штрафам;

- налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджет;

- задолженность по процентам, предусмотренным гл. 9 НК РФ ("Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа");

- задолженность по процентам, предусмотренным ст. 176.1 НК РФ ("Заявительный порядок возмещения налога").

Новый порядок устанавливает больше оснований для признания задолженности невозможной к взысканию.

К таким основаниям, как ликвидация организации, признание предпринимателя банкротом и смерть или объявление судом умершим физического лица, добавлены следующие:

- наличие сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, которые были списаны со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не были перечислены в бюджет, если на момент принятия решения о признании этих сумм безнадежными соответствующие банки ликвидированы;

- принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности в связи с истечением срока для такого взыскания.

Приказ ФНС РФ от 19.08.2010 N ЯК-7-8/392@ "Об утверждении Порядка списания признанной безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, и Перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица", зарегистрированного в Минюсте РФ 13.09.2010 N 18417.

Согласно Порядку списания в отношении недействующего юридического лица подлежат списанию недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за организациями по состоянию на 1 января 2010 г., в том числе:

- задолженность по налоговым санкциям за нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, которые до введения в действие НК РФ взимались в бесспорном порядке (за исключением недоимки и задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ);

- задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам.

Согласно ст. 8 Федерального Закона № 229-ФЗ списание осуществляется по тем юридическим лицам, которые в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.

При этом одновременно со списанием задолженности указанной категории налогоплательщиков налоговым органом принимается решение об исключении данных организаций из ЕГРЮЛ.

Таким образом, количество организаций, которые существуют лишь в виде записи в ЕГРЮЛ, пойдет на убыль.

Начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Управления ФНС России по Псковской области В.Н. Иванов

Начать дискуссию