Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения. Предусмотренное подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 Кодекса право налогоплательщиками на информирование (в том числе в письменной форме) корреспондирует с возложением на налоговые органы соответствующих обязанностей (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса).
В целях определения механизма реализация права налогоплательщика на информирование Министерство финансов Российской Федерации приказом № 9н от 18.01.2008 (зарегистрирован Минюстом России 14.04.2008 № 11521) утвердило Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (далее – Административный регламент).
Как следует из нормы статьи 26 Кодекса налогоплательщик участвует в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через законного или уполномоченного представителя.
При этом в подпункте 3 пункта 12 Административного регламента указано, что государственная функция по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) не исполняется, если обращение не содержит подписи и указания фамилии, имени, отчества физического лица и (или) его почтового адреса для ответа, без указания полного наименования организации, ИНН, ее почтового адреса, подписи и указания фамилии, имени, отчества руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего и (или) подписавшего обращение, и (или) без печати организации в случае, если обращение представлено на бумажном носителе не на бланке организации, а также в случае непредставления уполномоченным представителем налогоплательщика документов, подтверждающих в установленном порядке его полномочие на представление соответствующего письменного обращения.
Учитывая, что поступившее интернет-обращение имеет целью реализовать право налогоплательщика на бесплатное информирование в письменной форме в рамках налоговых правоотношений, однако, заявителем требования статьи 21 Кодекса (в части запроса информации у налогового органа по месту учета), а также подпункта 3 пункта 12 Административного регламента не соблюдены, Федеральная налоговая служба оставляет полученное интернет-обращение без рассмотрения. Вместе с тем Федеральная налоговая служба сообщает, что оформленное в соответствии с требованиями Кодекса, а также требованиями Административного регламента соответствующее по предмету вопросам информирования со стороны налоговых органов (их компетенции) обращение может быть направлено налогоплательщиком в территориальный налоговый орган по месту учета.
Если налогоплательщику необходимо получить письменное разъяснение по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, то в соответствии с положениями статьи 34.2 Кодекса следует обратиться в Министерство финансов Российской Федерации.
Начать дискуссию