Проблема взимания налога на недвижимость в России была затронута на самом высоком уровне в последний раз 29.06.2011 г. в бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012-2014 годах». Президент России заявил, что «по завершению кадастровой оценки объектов капитального строительства необходимо вводить указанный налог по мере готовности тех субъектов Российской Федерации, где такая оценка была проведена, чтобы этот налог можно было начать взимать уже в 2012 году».
Как показывает практика, на протяжении последних пяти лет введение данного налога откладывается. И причин здесь несколько. Главным образом, в отдельных субъектах России до сих пор не завершены мероприятия по:
– определению методики проведения кадастровой оценки объектов недвижимости на основе анализа результатов мероприятий по разработке и тестированию системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации в четырех субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Калужская, Кемеровская, Тверская области);
– определению порядка проведения работ по кадастровой (массовой) оценке недвижимости для целей налогообложения;
– формированию сведений об объектах капитального строительства для целей кадастровой (массовой) оценки недвижимости;
– кадастровой (массовой) оценке недвижимости;
– определению объектов и субъектов налогообложения налогом на недвижимость;
– определению порядка предоставления сведений о ценах сделок на недвижимое имущество для целей кадастровой (массовой) оценки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В Кабардино-Балкарской Республики был принять Закон КБР от 12.12.2006 г. № 95-РЗ (ред. от 08.06.2009 г.) «Об утверждении республиканской целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)».
В соответствии с этим законом предполагалось, что к концу 2011 года будет создана система государственного кадастрового учета объектов недвижимости на всей территории республики. К этому сроку будет обеспечено информационное наполнение государственного кадастра недвижимости и организован доступ к нему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также организаций и граждан.
Основными целями этой программы являлось совершенствование системы налогового администрирования, создание полного и достоверного источника информации, используемого в целях налогообложения, развитие института налоговой оценки объектов недвижимости, проведение кадастровой оценки объектов недвижимости.
Реализация упомянутой программы должна была осуществляться по нескольким направлениям. Например, по созданию нормативно-правовой базы, в том числе обеспечивающей введение в действие норм и правил создания и ведения государственного кадастра недвижимости, формирования объектов кадастрового учета, а также развитие института налоговой оценки объектов недвижимости; проведение работ по оценке объектов недвижимости в целях налогообложения, в том числе внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с целью дальнейшей передачи их в налоговые органы.
Существенный вклад в увеличение доходной части бюджетов всех уровней должен быть достигнут уже на первом этапе реализации программы за счет более полного государственного кадастрового учета недвижимости и государственной кадастровой оценки, в том числе от дополнительно выявленных объектов налогообложения. В результате реализации мероприятий программы к 2011 году предполагалась сформировать налоговую базу, которая могла обеспечит ежегодный сбор земельного и имущественного налогов в объеме 500 млн. рублей.
Законом КБР от 18.05.2011 г. № 45-РЗ «О внесении изменений в Закон Кабардино-Балкарской Республики «Об утверждении республиканской целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)» намеченные мероприятия откладываются на 2012 год.
Представляется, что реализация этой программы позволить повысит эффективность выполнения отчетных, аналитических и контрольных функций не только Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР, но и налоговых органов на местах. А также ускорит введение нового налога, который обеспечит более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью. По мнению большинства специалистов в области налоговедения, именно этот налог может стать ключевым источником дохода местных бюджетов, заменив собой плату за землю и имущество.
Валериан ХОЧУЕВ, начальник юридического отдела ИФНС России № 1 по г. Нальчику, доктор экономических наук.
Начать дискуссию