Налоговый контроль проводится в целях создания совершенной системы налогообложения и достижения высокого уровня налоговой дисциплины, при которой исключается наличие нарушений налогового законодательства.
К формам налогового контроля относятся: налоговые проверки; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); иные формы налогового контроля.
Процедурные вопросы осуществления налогового контроля четко прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные проверки, так как налоговые органы одновременно решают несколько задач, одна из которых - выявление и пресечение нарушений налогового законодательства, а также их предупреждение.
Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.
Возможность назначения выездной налоговой проверки каждая организация может оценить самостоятельно на основании 12 общедоступных критериев, приведенных в Концепции.
Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки основан на всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе и из внешних источников), и определении на его основе "зон риска" совершения налоговых правонарушений (налоговых рисков).
Как правило, это превышение вычетов по НДС, убыточность бизнеса, выплата средней зарплаты ниже среднеотраслевого уровня и недостаточный уровень налоговой нагрузки.
Соблюдение норм налогового законодательства представляет исключительную важность для всех налогоплательщиков.
Обязанность по уплате конкретных видов налогов и сборов, а также по представлению налоговой отчетности устанавливается Налоговом кодексе Российской Федерации.
За неисполнение соответствующей обязанности виновное лицо несет ответственность. Этот общеправовой принцип применяется и в налоговых правоотношениях.
Налогоплательщик, который ненадлежащим образом исполнял обязанности, закрепленные НК РФ, может быть привлечен к трем видам ответственности:
- налоговой;
- административной;
- уголовной.
Налогоплательщик не может управлять налоговой средой, но он может контролировать ее негативное влияние. Начальный уровень контроля сводится к соблюдению и точному исполнению норм налогового законодательства, что позволяет не допустить возникновения дополнительных потерь в виде штрафов и пени и тем самым увеличить себе налоговое бремя.
Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области обращает внимание налогоплательщиков, на то, что систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит своевременно оценить налоговые
Начать дискуссию