В связи с этим с 1 января 2012 г. Налоговый кодекс РФ будет дополнен новым разделом V.1, включающим в себя шесть глав.
Напомним, что в действующей редакции Налогового кодекса РФ принципы определения цены товаров, работ и услуг установлены только одной статьей - ст. 40 НК РФ.
Порядок, изложенный в действующей статье фактически утрачивает силу, поскольку будет применяться в отношении только тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль будут признаны до 1 января 2012 г. В отношении сделок, по которым доходы и расходы будут учтены начиная с указанной даты, должен применяться новый порядок (п. п. 5, 6 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).
Закон N 227-ФЗ вводит понятие контролируемых сделок. Это те сделки, цены которых налоговые органы будут вправе проверить на соответствие рыночным.
Критерии отнесения сделок к контролируемым изложены в ст. 105.14 НКРФ.
Определены новые правила признания взаимозависимости лиц, расширен перечень зафиксированных в НК оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Напомним, что в действующей редакции Налогового кодекса РФ этот вопрос регулирует ст. 20. Согласно новым правилам она, как и ст. 40 НК РФ, будет применяться в отношении тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль будут признаны до 1 января 2012 г. (п. п. 5, 6 ст. 4 Закона N 227-ФЗ). Если доходы и расходы будут учтены начиная с указанной даты, в отношении этих сделок будет применяться новый порядок признания лиц взаимозависимыми (ст. ст. 105.1, 105.2 НК РФ).
В п. 2 ст. 105.1 НК РФ содержится закрытый перечень оснований, согласно которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми. Таких оснований 11. Перечислим некоторые из них. Итак, взаимозависимыми признаются:
1) организации, если одна из них прямо и (или) косвенно участвует в другой. Доля такого участия должна составлять более 25 процентов;
2) физлицо и организация, если физлицо прямо и (или) косвенно участвует в данной организации. Доля участия также должна составлять более 25 процентов;
3) организации, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях. Доля участия в каждой организации должна составлять более 25 процентов;
4) организация и лицо, которое уполномочено назначать или избирать единоличный исполнительный орган этой организации (не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров этой организации).
Порядок определения доли прямого и косвенного участия организации и физических лиц в других организациях регулируется ст. 105.2 НК РФ.
Следует отметить, что организации и физлица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми по любым другим основаниям, если особенности отношений между ними могут повлиять на какое-либо одно или совокупность следующих обстоятельств:
- условия заключенных ими сделок;
- результаты заключенных ими сделок;
- экономические результаты их деятельности;
- экономические результаты деятельности представляемых ими лиц.
При этом в целях взаимозависимости учитывается такое влияние, которое заключается в возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами (п. п. 1, 6 ст. 105.1 НК РФ). По этим же основаниям признать взаимозависимыми лиц может суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ). Напомним, что аналогичное правило также предусмотрено п. 2 ст. 20 НК РФ.
Наиболее интересными представляются некоторые права налогоплательщиков, возникающие в связи с заключением сделок с взаимозависимыми лицами по ценам, отклоняющимся от рыночных. В такой ситуации организация или предприниматель вправе:
- уплатить налоги исходя из рыночных цен (п. 3 ст. 105.3 НК РФ);
- уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль (НДФЛ), а также перечислять НДС и НДПИ за налоговые периоды, заканчивающиеся в течение календарного года, исходя из фактических цен сделки (п. 7 ст. 105.3 НК РФ). А по окончании года можно самостоятельно скорректировать налоговую базу и доплатить налоги, если несоответствие цен повлекло занижение указанных налогов (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). Такие корректировки производятся одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (НДФЛ). Вместе с этой отчетностью необходимо будет подать уточненные декларации по НДС и НДПИ. Выявленную недоимку по всем обязательным платежам необходимо будет погасить не позднее даты, установленной Налоговым кодексом РФ для перечисления налога на прибыль (НДФЛ). Следует отметить, что до этого момента пени на данную недоимку не начисляются (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).
Основная обязанность налогоплательщиков заключается в необходимости сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения обо всех совершенных в течение календарного года контролируемых сделках (п. п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ).
Соответствующее уведомление нужно будет представлять не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом. Его форма будет утверждена ФНС России и должна предусматривать указание следующей информации (п. 3 ст. 105.16 НК РФ):
- отчетный календарный год;
- предметы сделок;
- сведения об участниках сделок;
- суммы полученных доходов и произведенных расходов.
Следует отметить, что, если первоначально представленное уведомление содержит неполные сведения, неточности или ошибки, его можно будет уточнить (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).
Несвоевременное представление уведомления, а также указание в нем недостоверных сведений о контролируемых сделках влечет штраф в размере 5000 руб. Новый вид ответственности установлен в ст. 129.4 НК РФ.
Закон N 227-ФЗ вводит новый вид налоговых проверок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ). Теперь проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки нельзя. Такой запрет установлен в п. 1 ст. 105.15 НК РФ. Проводить новый вид проверок будет ФНС России по месту ее нахождения. Соответствующее полномочие зафиксировано в п. 2 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.17 НК РФ.
Основаниями для проведения ФНС России проверки соответствия цен являются (п. 1 ст. 105.17 НК РФ):
- уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
- извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
- выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.
Решение о проведении проверки правильности применения цен может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения (п. 2 ст. 105.17 НК РФ). При этом в рамках проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения (п. 5 ст. 105.17 НК РФ).
Проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных проверок за этот же период.
По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать шести месяцев (п. 4 ст. 105.17 НК РФ).
Для определения соответствия цен сделки рыночным ФНС России вправе использовать следующие методы (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):
- метод сопоставимых рыночных цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности;
- метод распределения прибыли.
Отметим, что два последних метода являются новыми. Первые три предусмотрены также и ст. 40 НК РФ. Правила использования всех этих методов подробно регламентированы в гл. 14.3 НК РФ.
Если по результатам проверки выявлено отклонение цен от рыночных, которое повлекло занижение налогов, составляется акт проверки (п. 9 ст. 105.17 НК РФ). Налогоплательщик вправе представить в ФНС России возражения на данный документ в течение 20 дней с момента его получения (п. 13 ст. 105.17 НК РФ).
Рассмотрение акта проверки и других материалов проверки, а также вынесение решения производится в общем порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.
Следует отметить, что недоимка, установленная в ходе проверки правильности применения цен, может быть взыскана только в судебном порядке (подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).
Ответственность за неуплату налога в результате применения нерыночных цен установлена п. 1 ст. 129.3 НК РФ: штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.
В указанном размере санкция будет применяться только при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, начавшиеся в 2017 г. При доначислении налогов за периоды 2012 - 2013 гг. штраф назначаться не будет. В отношении налоговых периодов 2014 - 2015 гг. санкция составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога (п. 9 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).
Также предусмотрены случаи освобождения налогоплательщика от ответственности (п. 2 ст. 129.3 НК РФ):
- если он представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен. Порядок представления данной документации установлен ст. 105.15 НК РФ;
- если налогоплательщик заключил соглашение о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).
Крупнейшие налогоплательщики вправе заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании (п. 1 ст. 105.19 НК РФ). Это документ, который регулирует порядок определения цен и порядок применения методов ценообразования в контролируемых сделках.
Следует отметить, что за рассмотрение ФНС России заявления о заключении соглашения о ценообразовании уплачивается госпошлина в размере 1,5 млн руб. (подп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Если налогоплательщик соблюдает все условия соглашения о ценообразовании, то ФНС России не вправе начислять налоги, пени и штрафы в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым согласованы в данном документе (п. 2 ст. 105.23 НК РФ).
Начать дискуссию