Дело в том, что Налоговым кодексом РФ прямо не урегулировано, можно ли назначить выездную проверку и доначислить налог, пени или штрафы по тем налогам и за те периоды, по которым камеральной проверкой не выявлено нарушений.
Высшими судебными органами было сформулировано ряд правовых позиций по данному вопросу. Например, Конституционный Суд РФ в Определении от 08.04.2010 № 441-О-О пояснил, что нормы Налогового кодекса РФ не запрещают при проведении выездной проверки выявлять нарушения, не обнаруженные при камеральной проверке. Так как, камеральная проверка – это форма текущего документального контроля, ее цель - оперативное реагирование налоговых органов на ошибки и неточности, допущенные налогоплательщиком в налоговой отчетности. В том время, как выездная проверка ориентирована на более глубокое изучение документов бухгалтерского и налогового учета, выявление нарушений путем проведения специальных мероприятий налогового контроля (например, осмотр помещений, выемка документов, допрос свидетелей и т.п.).
Кроме того, Высший арбитражный суд РФ в Постановлении от 22.03.2006 № 15000/05 указал, что принятие инспекцией решений о возмещении налога на добавленную стоимость по камеральным проверкам не исключает ее возможности скорректировать впоследствии по итогам выездных налоговых проверок суммы налога, в отношении которых приняты такие решения, при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованности возмещения.
Таким образом, сосуществование этих двух форм налогового контроля, камеральной и выездной проверки, вполне допустимо и не считается чрезмерным ограничением прав налогоплательщика.
Начать дискуссию