Новости ФНС

УФНС по Республике Бурятия рассказывает о критериях самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками

Существует правило: чем ниже налоговая нагрузка, тем выше налоговые риски.

Существует правило: чем ниже налоговая нагрузка, тем выше налоговые риски.
Термин “налоговый риск” еще не используется в действующем российском налоговом законодательстве и вопрос «как правильно толковать понятие “налоговый риск»?» - на сегодня дискуссионный, что обусловлено различиями в подходе к самому процессу налогообложения: как со стороны тех, кто платит налоги, и тех, кто их собирает.
Налоговый риск с точки зрения налогоплательщика – это вероятность возникновения дополнительных налоговых обязательств для налогоплательщика: доначисления ему налогов (сборов), пеней и штрафов в ходе налоговой проверки. Такие обстоятельства могут быть связаны с возникшими разногласиями между налогоплательщиками и налоговиками в трактовке налогового законодательства, либо же признанием сделки недействительной (притворной или мнимой), которые могут обернуться для хозяйствующего субъекта действительным возрастанием налогового бремени.
Налоговый риск с точки зрения государства – это вероятность недополучения налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды из-за применения налогоплательщиками методов минимизации налогообложения, возможных в силу тех или иных недостатков в налоговом законодательстве.
Поэтому нельзя забывать, что снижение налоговых платежей всегда вызывает живой интерес у налоговых органов, что сказывается на увеличении налоговых рисков у налогоплательщиков.
В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждены Концепция системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Данная Концепция с одной стороны, повышает налоговую грамотность и дисциплинированность налогоплательщиков, а с другой — выявляет наиболее вероятные «зоны риска», позволяя налоговым органам своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

В настоящее время это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения.
 

Информация к размышлению: В 2011 году налоговыми органами проведено 20 (6%) выездных налоговых проверок со значительными доначислениями в размерах превышающих 10 млн. руб., общая сумма начислений по которым составила 64 266 млн. руб. или 64% от общей суммы начислений по результатам выездных налоговых проверок.
Критерии риска совершения налоговых правонарушений были использованы при отборе на проведение выездных проверок всех 218 организаций. Отбор на проведение выездных проверок физических лиц также проводился исходя из оценки наибольшей вероятности обнаружения налоговых правонарушений и обеспечения поступления в бюджет неуплаченных налогов.

В правоохранительные (следственные) органы налоговыми органами направлено 57 материалов налоговых проверок для принятия правового решения о возбуждении уголовного дела на сумму неуплаты налогов в размере 628 785,2 тыс. руб., из них оплачено в ходе проведения мероприятий - 210 122 тыс. руб. По 15 материалам следственными органами возбуждены уголовные дела на сумму 393 443 тыс. руб., оплачено 65 830 тыс. руб.
 

Раньше налогоплательщик узнавал, что он включен в план проверки, когда к нему в офис приходили проверяющие с решением о ее проведении. Сейчас он может без труда самостоятельно определить вероятность такого визита или перспективу включения его в план выездных проверок и последующих мероприятий налогового контроля, основываясь на «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
Одним из основных критериев самостоятельной оценки налоговых рисков для налогоплательщиков является размер налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка налогоплательщика не должна быть ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Рассчитывается она как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Среднеотраслевой уровень налоговой нагрузки (в процентах) по основным видам экономической деятельности, приведен в приложении № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333. Все желающие могут оценить риски проведения налоговой проверки, используя специальную таблицу «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в процентах».
Следует обратить внимание, что в расчет необходимо включать сумму налога к уплате. Так, налог на добавленную стоимость следует показывать в расчете уже с учетом вычетов за соответствующий период, а налоги, в отношении которых организации выполняют функции налоговых агентов, например НДФЛ, учитывать в расчетах нецелесообразно.
Как правило, низкая налоговая нагрузка включает в себя другие признаки, характеризующие налоговый риск, но являющиеся самостоятельными критериями:
- убыточность финансово-хозяйственной деятельности: риск включения в план проверок повышается, если в бухгалтерской или налоговой отчетности присутствуют убытки на протяжении нескольких налоговых периодов (в течение 2 и более календарных лет).
- высокая доля налоговых вычетов: в налоговой отчетности не должны отражаться значительные суммы налоговых вычетов за определенный период. Так, доля вычетов по НДС в общей сумме начисленного налога, рассчитанная за период 12 месяцев, не должна превышать 89%.
- отклонение уровня рентабельности: уровень рентабельности по данным бухучета организации не должен отклоняться (в сторону уменьшения) более чем на 10% от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг): этот критерий в большей степени касается налога на прибыль. Если при сопоставлении темпов роста расходов и доходов данные налоговой и финансовой отчетности не соответствуют друг другу – вероятна проверка. Разницу между результатами (прибылью или убытком), полученными по данным бухгалтерского учета и отраженными в налоговых декларациях, необходимо обосновать,
- выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ: размер среднемесячной выплаченной зарплаты на одного работника не дол жен быть ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Сверяться следует с данными территориальных органов статистики по субъекту РФ, размещенными на их официальных сайтах, а также в статистических сборниках, бюллетенях и др.
- неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы: показатели, с учетом которых организации предоставляется право применять специальный налоговый режим, не должны в течение календарного года неоднократно (дважды и чаще) приближаться к предельным значениям (менее 5%), установленным НК РФ.
- отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год: этот критерий касается размера профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ для индивидуальных предпринимателей. Доля таких вычетов, заявленных ИП в декларации о доходах, не должна превышать 83%.
- построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин: обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указаны в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.
- непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском: это деятельность, в отношении которой есть основания полагать, что она направлена на получение необоснованной налоговой выгоды.
- неоднократное снятие с налогового учета в связи с изменением места нахождения, т.н. миграция.
Очень важно учитывать, что в случае, если налоговый орган в ходе камеральной проверки выявил несоответствия в показателях (ошибки в налоговой декларации, противоречия между сведениями в представленных документах и т. п.), налогоплательщику следует представить необходимые пояснения.
При отсутствии объективных причин, препятствующих представлению пояснений, его могут вызвать в налоговый орган и потребовать представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести в документы соответствующие исправления в срок, установленный НК РФ, в случае неисполнения требований (непредставление необходимых пояснений при несоответствии показателей), повышается вероятность проведения выездной проверки.

Таким образом, регулярное проведение самостоятельной оценки налоговых рисков, как в ходе осуществления хозяйственных операций, так и по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, позволит налогоплательщику своевременно их устранить и в случае необходимости уточнить свои налоговые обязательства.
Концепция системы планирования выездных налоговых проверок и другая информация о порядке проверок налогоплательщиков размещается на официальном интернет-сайте ФНС России.

Начать дискуссию