Новости ФНС

МИ ФНС №1 по Республике Хакасия: налогоплательщики вправе обжаловать акты налоговых органов

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщики вправе обжаловать акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц (за исключением решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) в административном или в судебном порядке (по личному усмотрению).
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщики вправе обжаловать акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц (за исключением решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) в административном или в судебном порядке (по личному усмотрению).

Административный способ защиты прав налогоплательщиков заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи дела в суд.

Для этого нужно подать жалобу должностному лицу вышестоящего налогового органа. При подаче жалобы об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов заявитель вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.

К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В соответствии со статьей 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Пунктом 3 ст. 140 НК РФ установлено, что решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Таким образом, процедура по рассмотрению вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) жалоб налогоплательщиков включает следующие стадии: рассмотрение жалобы, принятие решения по ней и доведение принятого решения до сведения налогоплательщика.

На практике налогоплательщики не всегда используют право на обжалование действий (бездействия) должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, а сразу подают иски в суды соответствующей компетенции. Однако досудебный порядок разрешения налоговых споров имеет ряд определенных преимуществ, таких как:
- относительно простая процедура обращения;
- свободная форма изложения жалобы;
- быстрые сроки рассмотрения жалобы;
- жалоба не может быть оставлена без движения;
- основания для возврата жалобы минимальны;
- за подачу жалобы не уплачивается государственная пошлина.
- в случае обжалования в административном порядке налогоплательщик получает возможность узнать мнение вышестоящего органа по спорным вопросам налогового законодательства.

Таким образом, преимущества разрешения налоговых споров в досудебном порядке вполне очевидны.

Кроме того, в настоящее время Федеральная налоговая служба обратилась в Минфин России с предложением ввести обязательный досудебный порядок на все виды налоговых споров и предложила ввести ускоренную процедуру рассмотрения таких споров - 15 дней.
 
Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Хакасия

Начать дискуссию