Новости ФНС

УФНС по Пермскому краю разъяснило, как проверить добросовестность контрагента

В ходе проведения в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, а также выездных и камеральных налоговых проверок налоговыми органами уделяется пристальное внимание вопросу проявления налогоплательщиками должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.
В ходе проведения в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, а также выездных и камеральных налоговых проверок налоговыми органами уделяется пристальное внимание вопросу проявления налогоплательщиками должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.
 
Во избежание налоговых рисков, перед заключением хозяйственных договоров целесообразно выполнить ряд действий по установлению признаков добросовестности (недобросовестности) контрагентов.
 
Во-первых: как следует из статьи 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», некоторые сведения не составляют коммерческую тайну, то есть хозяйствующий субъект не вправе ссылаться на режим коммерческой тайны, отказывая заинтересованным лицам в предоставлении им информации. К таким сведениям, например, могут относиться следующие сведения:
- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- информация из других официальных источников.
Следовательно, налогоплательщик может обратиться к своему контрагенту с просьбой представить копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, лицензий, приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности (указанная позиция отражена в письме ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84 «О рассмотрении обращения»).
 
Во-вторых: в письме Минфина России от 04.06.2012 № 03-02-07/1-134 также даны разъяснения о способах получения информации в отношении контрагентов хозяйствующих субъектов.
 
Так, налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом Критериев оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
 
Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.
Кроме того, для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм – «однодневок»), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Начать дискуссию