В Управление ФНС России по Смоленской области поступают жалобы налогоплательщиков на решения территориальных налоговых органов, вынесенные по результатам налоговых проверок, в которых заявители жалоб оспаривают доначисления по земельному налогу в отношении принадлежащих им на праве собственности земельных участков, занятых объектами культурного наследия народов Российской Федерации, полагая, что в отношении указанных земельных участков у них отсутствует объект налогообложения.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по земельному налогу не признаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по земельному налогу не признаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте.
Таким образом, из взаимосвязанных норм Налогового и Земельного кодексов Российской Федерации следует, что не признаются объектами налогообложения земельные участки, отвечающие одновременно двум критериям:
- земельные участки должны быть заняты объектами культурного наследия, признанными особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- земельные участки должны находиться в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, с момента выбытия земельных участков, занятых объектами культурного наследия народов Российской Федерации, из государственной (муниципальной) собственности и перехода права собственности к налогоплательщикам, последние становятся обязанными уплачивать земельный налог, поскольку данные земельные участки перестают быть ограниченными в обороте в смысле статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.04.2008 по делу № А62-3067/2007.
Начать дискуссию