В современных условиях налогоплательщики активно взаимодействуют с налоговыми органами на различных стадиях налогового администрирования, в том числе в сфере налогового контроля.
По результатам контрольной работы налоговыми органами могут быть выявлены факты совершения налогоплательщиками налоговых правонарушений, что приводит к дополнительному начислению налогов, а также соответствующих пеней и налоговых санкций к уплате в бюджет.
Налогоплательщики, в случае несогласия с выводами налоговых органов о необходимости уплаты доначисленных сумм, вправе представить в установленном порядке письменные возражения на соответствующий акт налогового контроля. Если претензии налогоплательщиков обоснованы, то налоговые органы снимают часть своих требований при досудебном урегулировании споров на стадии рассмотрения материалов налогового контроля.
По итогам первого полугодия 2014 года путем представления письменных возражений (ходатайств, пояснений), а также посредством устного заявления доводов на стадии рассмотрения материалов налогового контроля оспорено 1 347 актов налоговых органов на общую оспариваемую сумму 1 614 млн. руб.
Доводы налогоплательщиков по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок и иных форм контроля удовлетворены полностью либо частично в 1 252 случаях на общую сумму 817 млн. руб., что составило 50,6% от оспоренной суммы.
В основном, требования налогоплательщиков по результатам рассмотрения возражений признаются обоснованными в связи с представлением налогоплательщиками документов, ранее не представленных к проверке (60% общей удовлетворенной суммы), либо в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность за совершения налогового правонарушения, снижаются штрафы (13%).
В случае несогласия с актами налоговых инспекций ненормативного характера, а также действиями (бездействием) их должностных лиц, налогоплательщики вправе обратиться в налоговый орган с соответствующий жалобой.
Так, в первом полугодии 2014 года в Управлении Федеральной налоговой службы по Приморскому краю находилось на рассмотрении 229 жалоб.
Из них оставлено без рассмотрения 38 жалоб (16,6% от поступивших на рассмотрение). Это 34 жалобы, отозванные заявителями до принятия по ним решения, а также 4 жалобы, при подаче которых налогоплательщиками не соблюдены соответствующие требования: жалоба не подписана или подана лицом, не подтвердившим соответствующие полномочия (отсутствует доверенность на представителя) и т.п.
В целом за первое полугодие 2014 года налоговыми органами Приморского края рассмотрено 154 жалобы, оспариваемая налогоплательщиками сумма составила 825 млн. руб. Из них удовлетворено полностью или частично 82 жалобы на общую сумму 110 млн. руб. Общий процент удовлетворения жалоб по количеству составил 53,2%, по сумме – 13,3%.
По искам налогоплательщиков, предъявленным к налоговым органам, судами первой инстанции в Приморском крае вынесено 67 решений. Таким образом, в досудебном порядке рассмотрено в 2,3 раза больше споров, чем в судах.
Общие итоги работы налоговых органов по урегулированию споров с налогоплательщиками в досудебном порядке за отчетный период в целом свидетельствуют о ее достаточной эффективности.
Начать дискуссию