В консолидированный бюджет Российской Федерации (без учета ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет) от налогоплательщиков, территориально расположенных в Иркутской области, за январь - май 2015 г. мобилизовано 81 млрд 503,1 млн рублей налогов и сборов, что на 13 млрд 465,7 млн рублей или на 19,8% превышает уровень поступлений аналогичного периода 2014 г.
Из общей суммы доходов в федеральный бюджет направлено 37 млрд 186 млн рублей или 45,6%, в консолидированный бюджет Иркутской области – 44 млрд 317,1 млн рублей или 54,4%, в том числе в местные бюджеты – 7 млрд 210,6 млн рублей.< Основной объем платежей федерального бюджета – 72,9% или 27 млрд 100,4 млн рублей обеспечен налогом на добычу полезных ископаемых. Рост поступлений в данный уровень бюджета на 13 млрд 636,7 млн рублей или в 1,6 раза объясняется реализацией «налогового маневра» в нефтяной отрасли, а именно отменой льгот по месторождениям Иркутской области с одновременным ростом ставки. В связи с этим, увеличение поступлений НДПИ в федеральный бюджет составило 18 млрд 151 млн рублей или в три раза.
Кроме того, за анализируемый период в федеральный бюджет мобилизовано 8 млрд 317,7 млн рублей налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (уменьшение сальдированных поступлений в целом по региону составило 2 млрд 375,5 млн рублей или на 22,2%, при этом по предприятиям, состоящим на учете в межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам в г. Москве, снижение на 2 млрд 696 млн рублей), и 1 млрд 389,6 млн рублей налога на прибыль организаций (рост на 143,8 млн рублей или на 11,5%, обусловлен увеличением платежей, главным образом, от золотодобывающих предприятий, а также налогоплательщиков, осуществляющих добычу нефти и попутного газа).
В отчетном периоде отсутствуют поступления акцизов в федеральный бюджет по текущим начислениям в связи с изменением нормативов распределения между бюджетами (с 1 января 2015 г. доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты в полном объеме зачисляются в консолидированный бюджет региона). При этом за пять месяцев 2014 г. в федеральный бюджет мобилизовано акцизов 2 млрд 293,7 млн рублей.
Объем мобилизации платежей в консолидированный бюджет Иркутской области в январе - мае 2015 г. (44 млрд 317,1 млн рублей) незначительно ниже уровня аналогичного периода 2014 г. (на 171 млн рублей или на 0,4 процента).
В структуре доходов территориального бюджета федеральные налоги занимают 77%, региональные – 14%, местные – 2,6% и специальные налоговые режимы – 6,4 процента.< Основным источником формирования консолидированного бюджета Иркутской области является налог на доходы физических лиц, им обеспечено 34,9% мобилизованных доходов. Кроме того, значительную долю занимает налог на прибыль организаций – 28,7%, налоги на имущество – 16,7%, акцизы – 11,8 процента.
Необходимо отметить, что рост поступлений есть по всем основным доходообразующим источникам территориального бюджета, за исключением акцизов. Несмотря на влияние экономической конъюнктуры, динамика поступлений налога на прибыль составила 102,8% (рост – на 344,9 млн рублей). С аналогичным темпом выросли поступления налога на доходы физических лиц – 102,7% (рост на 411,3 млн рублей), что соответствует темпам роста средней заработной платы.
Вместе с тем, несмотря на то, что с 01.01.2015 акцизы на нефтепродукты в полном объеме зачисляются в территориальный бюджет, уменьшение поступлений составило 1483,6 млн рублей или 22,1 процента. Отрицательная динамика обусловлена снижением с 1 января 2015 г. ставки по акцизам на автомобильный бензин более чем на 30 процентов. Кроме того, прекратили деятельность единственный производитель алкогольной продукции и крупнейший производитель пива.
Динамика поступления имущественных налогов в целом имеет положительный тренд. При этом в разрезе доходных источников снижение поступлений наблюдается только по земельному налогу (на 480,7 млн рублей или на 31,6%), который участвует в формировании местных бюджетов. Данное снижение обусловлено пересмотром кадастровой стоимости земельных участков на основании вынесенных решений комиссии по рассмотрению споров.
Снижение поступлений земельного налога частично компенсировано ростом платежей по другим доходным источникам местных бюджетов: по налогу на доходы физических лиц наблюдается увеличение поступлений на 93,6 млн рублей или на 1,9%, по налогу на вмененный доход - на 22,2 млн рублей или на 3%, по единому сельскохозяйственному налогу – на 25,5 млн рублей или в 1,5 раза, по налогу на имущество физических лиц - на 48,3 млн рублей или в 1,8 раза. В результате общий объем доходов бюджетов муниципальных образований снизился на 254,3 млн рублей или на 3,4 процента.
Начать дискуссию