С 1 января 2014 года введена обязательная процедура досудебного урегулирования большинства налоговых споров. Согласно п. 2 ст. 138 НК РФ, любые решения налоговых органов ненормативного характера (как принятые по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки на основании ст. 101 НК РФ, так и оформленные в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ, по выявленным иными способами фактам налоговых нарушений), а также действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган. Несоблюдение этого специального порядка обжалования лишает налогоплательщика возможности ссылаться на незаконность (необоснованность) соответствующего решения, действия или бездействия.
До настоящего времени налоговые органы активно информировали налогоплательщиков о том, каким образом можно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Анализ статистической отчетности по направлению досудебного урегулирования налоговых споров показывает, что налогоплательщики активно пользуются правом на внесудебный порядок урегулирования налоговых споров.
За 1 полугодие 2015 года в пользу плательщиков удовлетворено 16% жалоб (всего их рассмотрено 51) и чуть более 2% оспариваемых сумм.
Претензии налогоплательщиков удовлетворены в 5 случаях из 34 об оспаривании результатов налоговых проверок на сумму 6,9 млн. рублей из оспариваемых 219 млн. рублей.
По результатам рассмотрения 17 жалоб на действия (бездействие) налоговых органов признана их незаконность в 3 случаях. Урегулирование разногласий в административном порядке позволило 8 плательщикам отозвать свои жалобы до принятия решений по их существу.
В целом по России ежегодно сокращается количество споров в судах с участием налоговых органов в среднем на 17%.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года процент снижения числа налоговых споров в судах составила 15,8%.
Начать дискуссию