Информация по применению Контрольно- кассовой техники.

Кто и когда должен применять ККТ?

Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 Закона).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать клиентам (покупателям) отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты (ст. 5 Закона).

Исходя из этих норм Закона многими был сделан вывод о том, что ККТ нужна всем организациям и предпринимателям, реализующим товары (работы, услуги) за наличные деньги или с использованием платежных карт, как физическим, так и юридическим лицам. Вывод правильный, но не для всех случаев.

 

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения установлены Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171.

К бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт. Формы бланков утверждаются Министерством финансов РФ по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка России и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.

Бланк должен содержать:

сведения о его утверждении;

наименование;

шестизначный номер и серию;

код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД);

наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк;

идентификационный номер налогоплательщика;

вид услуг;

единицу измерения оказания услуг;

стоимость услуги в денежном выражении;

дату осуществления расчета;

должность и фамилию лица, ответственного за совершение операции;

место для личной подписи;

печати организации или индивидуального предпринимателя.

Если организация применяет ЕНВД

У организаций и предпринимателей, перешедших на уплату ЕНВД, размер уплачиваемого единого налога не зависит от величины выручки, поэтому совершенно очевидно, что использование ими кассовых аппаратов нецелесообразно. Более того, по оценкам некоторых экспертов, "вмененщики" тратят на покупку ККТ и ее обслуживание примерно столько же, сколько и на уплату самого налога.

Однако Закон не освобождает эту категорию налогоплательщиков от применения кассовых аппаратов, в связи с чем на сегодняшний день при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг им необходима ККТ (Письмо Минфина РФ от 25 августа 2004 г. N 03-01-20/1-12, Письмо МНС РФ от 25 октября 2004 г. N 33-0-13/682).

.Требования к ККТ

 

Требования к ККТ, используемой организациями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ (п. 1 ст. 4 Закона)

Применяемая ККТ должна:

быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона ККТ, применяемая на территории РФ, должна быть включена в Государственный реестр, который подлежит официальному опубликованию.

Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять его ведение, должно определить Правительство РФ.

ККТ необходимо поставить на учет в том налоговом органе, в котором организация или индивидуальный предприниматель зарегистрированы в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ и на контролируемой территории которого налогоплательщик производит наличные денежные расчеты, связанные с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг (Письмо МНС РФ от 1 октября 2004 г. N 33-0-11/608).

О техническом обслуживании

Раньше, перед тем как регистрировать ККМ, ее владельцу следовало заключить договор на техническое обслуживание машины с центром технического обслуживания (ЦТО). Там же до принятия Закона N 54-ФЗ было необходимо регистрировать все кассовые аппараты и проходить ежегодную проверку их исправности.

В Законе N 54-ФЗ центры технического обслуживания вовсе не упоминаются, поэтому формально владелец ККТ сам определяет, стоит ли ему сотрудничать с ЦТО или нет. Тем не менее, поскольку кассовый аппарат нужно зарегистрировать в налоговой инспекции, а порядок регистрации ККТ, которым руководствуются работники налоговой службы (утвержден Приказом ГНС РФ от 22 июня 1995 г. N ВГ-3-14/36), требует представлять в налоговую инспекцию договор с ЦТО (а также наличие пломб), указанный договор, по мнению автора, придется заключить.

По поводу пломбирования ККМ хотелось бы отметить следующее. В Письме МНС РФ от 16 сентября 2004 г. N 33-0-11/584 сообщается, что за отсутствие на кассовом аппарате пломбы ЦТО организацию или индивидуального предпринимателя могут оштрафовать как за неприменение кассового аппарата по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Что касается отсутствия на кассовом аппарате голограммы сервисного центра, то это не дает оснований для наложения штрафа за неприменение ККТ (Постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 2004 г. N 14447/03).

Обязанности лиц, применяющих ККТ

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, обязаны:

осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах;

применять исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;

обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им указанную документацию;

производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в ее фискальную память информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

О ценниках

Обязанность продавцов вывешивать ценники на продаваемые товары в Законе не содержится, однако это не означает, что оформлять их не нужно. Норма об обязательном вывешивании (наличии) ценников на продаваемые товары не включена в Закон, поскольку не имеет отношения к сфере применения ККТ.

Требование вывешивать ценники предусмотрено п. 19 Правил продажи товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.

Учитывая изложенное, в настоящее время налоговые органы не полномочны осуществлять контроль за наличием ценников на продаваемые товары при проверках правильности применения контрольно-кассовых машин.

Ответственность за неприменение ККТ

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях ККМ согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) влекут наложение административного штрафа на:

граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, то есть от 1500 до 2000 рублей, поскольку согласно ст. 5 Закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ размер МРОТ для исчисления штрафов составляет 100 рублей;

должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, то есть от 3000 до 4000 рублей;

на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ, то есть от 30 000 до 40 000 рублей.

Штрафы в полном размере подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о его наложении (п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ).

За неисполнение других обязанностей, установленных Законом N 54-ФЗ, в частности за использование неисправной или неопломбированной ККТ, за невыдачу чека покупателю и др., ответственность ни в указанной, ни в какой-либо другой статье КоАП РФ, а также в самом Законе не предусмотрена. Тем не менее согласно Постановлению ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16 под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:

фактическое неиспользование ККМ (в том числе по причине его отсутствия);

использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах;

использование ККМ, не включенной в Государственный реестр;

использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

использование ККМ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

 

Начальник отдела работы с

налогоплательщиками, их

регистрации и учета                                                            В.А. Попков

Начать дискуссию