Новости ФНС

Налогоплательщикам нужно принять новые технологии психологически.

Выявить кандидатов для выездных проверок налоговым органам поможет специальная программа. Об этой и других разработках, состоящих на службе налоговых органов, рассказывает заместитель генерального директора Главного научно-исследовательского вычислительного центра (ГНИВЦ) ФНС России Юрий Константинович ВОЛКОВ.

Выявить кандидатов для выездных проверок налоговым органам поможет специальная программа. Об этой и других разработках, состоящих на службе налоговых органов, рассказывает заместитель генерального директора Главного научно-исследовательского вычислительного центра (ГНИВЦ) ФНС России Юрий Константинович ВОЛКОВ.

— В 2007 году налоговые органы применяют новый концептуальный подход к планированию выездных проверок. Решение о проверке выносится только на основании всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Юрий Константинович, планирует ли ГНИВЦ разработать программу в помощь налоговому инспектору?

— Такая программа уже разработана. Она проходит апробацию в Краснодарском крае и Кемеровской области. Цель программы — проведение выездной проверки наиболее эффективно и в максимально короткие сроки. Законопослушным налогоплательщикам это ничем не грозит. А выявлять тех, кто уклоняется от уплаты налогов, станет намного проще. Кстати, налогоплательщики могут сами оценить степень риска выездной налоговой проверки на основании 11 критериев, опубликованных налоговой службой[1].

— Как работает программа?

— На первом этапе анализируется информация из внешних источников (например, из Росрегистрации, МВД России, Мосэнерго, Роснедвижимости) и данные налоговой отчетности. В частности, можно сопоставить данные декларации по НДС с показателями декларации по налогу на прибыль. Выявив расхождения или отклонения, система определит тех, кто требует особого контроля. Всего в программном комплексе задействовано около 300 контрольных соотношений.

Второй этап — это оценка проблемных налогоплательщиков. Программа выделяет организации, допустившие серьезные нарушения, начисления по которым могут составить значительные суммы. По таким налогоплательщикам выездная проверка проводится в первую очередь. Если налогоплательщик одумался и выполнил все обязательства, информация об этом поступит в систему и программа автоматически уберет его из списка кандидатов для проверки.

— Когда налоговые органы смогут воспользоваться системой в полной мере?

— На пилотный проект отведено три месяца. В промышленную эксплуатацию мы планируем запустить систему с 2008 года.

— На страницах нашего журнала вы рассказывали о биллинговой технологии электронного обмена данными между налоговой службой и Сбербанком России, позволяющей оперативно отслеживать уплату гражданами имущественных налогов. Пилотный проект по внедрению этой системы планировалось провести в Москве. На каком он этапе?

— Испытание завершено. В июле одна московская и одна областная инспекции передали в Сбербанк России большой объем данных о предстоящих платежах и получили обратно обработанную информацию. В этих регионах технология будет введена в промышленную эксплуатацию в сентябре.

Как вы знаете, вместе с уведомлением об уплате налога налогоплательщик получает платежное поручение (ПД-4), в котором указан индивидуальный номер. Теперь работнику Сбербанка России достаточно ввести номер платежного поручения, и информация о платеже в конце рабочего дня в электронном виде поступит в налоговые органы. Согласитесь, выгодно всем. Уже на следующий день налогоплательщик может пойти в инспекцию за справкой об отсутствии задолженности, оператор банка не будет вводить слишком длинные реквизиты платежек, а налоговые органы оперативно получат информацию о платежах.

— Когда технология будет внедрена повсеместно?

— Основная проблема запуска технологии в том, что граждане уплачивают налоги не только через Сбербанк России. Другие коммерческие банки должны заинтересоваться этой технологией. Ведь предоставляя услуги по перечислению налогов, они наверняка привлекут клиентов.

В настоящий момент при взаимодействии с Почтой России мы также приступаем к внедрению биллинговой технологии.

— Как она будет действовать?

— Информация о предстоящих платежах в электронном виде поступает в почтовые отделения. Почтальон разносит налоговые уведомления, собирает налоговые платежи, вводит данные в информационную систему Почты России, откуда они в электронном виде поступают в налоговые органы. Это очень удобно, особенно для сельских районов. Внедрение данной технологии в промышленную эксплуатацию запланировано на конец года.

— А как обстоят дела с платежами юридических лиц?

— На сайте ФНС России размещена программа, которая помогает организациям правильно заполнить реквизиты платежного поручения. Останется распечатать его и отнести в банк.

Мы собираемся модернизировать программы. Если организация подготовила платежное поручение и распечатала его, почему бы банку не получить его в электронном виде. Тогда организации не придется ходить в банк, а достаточно будет списывать платежи со своего счета.

— С 2010 года вступает в силу поправка в статью 93 НК РФ, которая запрещает налоговым органам повторно требовать у налогоплательщиков документы для проверки. В связи с этим ФНС России планировала создать единый электронный архив. На какой стадии находится проект?

— На стадии проектирования. Но предварительные данные показывают, что нецелесообразно формировать единый электронный архив в одном конкретном месте. Имеет смысл разработать единый указатель (каталог). Сейчас эти предложения рассматривают в Управлении информационных технологий Федеральной налоговой службы.

Поясню. Налоговому инспектору нужен документ для проверки. Чтобы выяснить, был ли он истребован ранее, инспектор обращается к каталогу и видит, что данный документ уже находится в конкретной инспекции. Он звонит в инспекцию, и ему пересылают необходимый документ. В будущем телефонный звонок можно заменить системой электронного документооборота или запросной системой.

— А где будет размещен каталог?

— Возможны варианты. Допустим, в Федеральном центре обработки данных ФНС России. Таких каталогов может быть несколько, например по федеральным округам. Ведь, как правило, налоговый инспектор знает, где находится налогоплательщик, и может посмотреть в базе данных определенного округа. Это минимизирует временные расходы и трафик по каналам связи.

— Значит, документы останутся в инспекциях? Их не будут перемещать в единую базу?

— Сначала документы будут храниться в инспекциях. Как только появятся помещения, можно создать специальные хранилища. Подобные амбары существуют, например, в США.

При введении каталога не важно, где хранятся документы — в инспекциях или в централизованных амбарах. Если впоследствии всю документацию перевести в спецхранилица, то достаточно будет поменять ссылку.

— Все эти новшества касаются налоговых органов. А чем ГНИВЦ может порадовать налогоплательщиков?

— В помощь налогоплательщикам мы разработали web-технологию, которая позволяет контролировать контрагентов через интернет. Программа называется «Налоговая справка», и на сегодняшний день у нее три функции. Налогоплательщик может получить справку по интересующей его компании (регистрационные данные, информацию об учредителях, историю регистрационных изменений), проверить физическое лицо на возможное участие в коммерческой деятельности, а также вести постоянный мониторинг контрагента.

— Каким образом можно получить такие данные?

— Необходимо зарегистрироваться на нашем сайте и оплатить ту услугу, которой вы собираетесь воспользоваться. Все справки по запросу поступают на электронную почту.

— Что представляет собой мониторинг контрагента?

— Подключившись к услуге «Мониторинг контрагента», организация получает данные об интересующей ее фирме. Далее в автоматическом режиме еженедельно на почту организации поступают сведения обо всех изменениях в регистрационных данных контрагента. В результате у налогоплательщика полный объем информации о контрагенте, с которым он работает или собирается заключить договор. Воспользоваться данной услугой налогоплательщик может и для мониторинга своей компании.

— Какие еще услуги предусмотрены в рамках этой системы?

— В ближайшее время мы планируем расширить перечень услуг по предоставлению справки налогоплательщикам. Помимо доступа к данной информации через web-сайт будет организован online-режим через спецоператоров связи. Пополнится и перечень информации, которую можно будет получать в рамках «Мониторинга контрагента». Налогоплательщикам станут доступны сведения о ликвидации или образовании дочерних предприятий контрагента.

Еще один вид услуг в рамках системы «Налоговая справка» — получение официальных выписок об организации. Заказав через интернет эту услугу, организация с курьером получит выписку, заверенную подписью руководителя инспекции и печатью.

— Раз уж мы заговорили о налогоплательщиках, не могу не затронуть тему отчетности. С 1 января 2008 года все организации, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек, переходят на сдачу отчетности в электронном виде по каналам связи. Все ли готово для такого перехода?

— К представлению отчетности по каналам связи подключено около 5—6% налогоплательщиков по всей стране. В основном это крупнейшие налогоплательщики и их филиалы. Конечно, это ничтожно мало.

Проблем с программным обеспечением для представления отчетности в электронном виде по каналам связи и услугами, предоставляемыми специализированными операторами связи, сейчас нет.

Каждый специализированный оператор имеет рабочие места по подготовке деклараций в электронном виде. Кстати сказать, ГНИВЦ тоже выступает в качестве специализированного оператора связи. Мы создали программный модуль «ГНИВЦ-курьер».

Кроме того, на сайте ФНС России размещено бесплатное программное обеспечение. Речь идет о двух программах: «Налогоплательщик — юридическое лицо» и «Тестер». Первая программа позволяет в электронном виде подготовить все формы налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и справку 2-НДФЛ. Вторая учитывает все изменения в законодательстве и позволяет налогоплательщику протестировать файлы в электронном виде до отправки в налоговый орган. Она всегда соответствует тому программному обеспечению, которое установлено в налоговом органе. Операторы связи не всегда успевают обновлять программы, поэтому мы рекомендуем налогоплательщикам перед отправкой отчетности проверить ее на «Тестере».

ГНИВЦ разработал также новое программное обеспечение — электронную отчетность налогоплательщика (ЭОН). По функционалу оно повторяет комплексы «Налогоплательщик — юридическое лицо» и «Тестер». Программа позволяет готовить отчетность не только для налоговых органов, но и для Пенсионного фонда, ФСС России, органов Госстатистики. Налогоплательщик сможет также вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, формировать для представления в налоговые органы документы, необходимые при упрощенной системе налогообложения, составлять платежные поручения, документы для госрегистрации и многое другое.

— Где можно найти программу?

— На сайте ГНИВЦ www.gnivc.ru. Необходимо заключить с нами договор и оплатить услугу, после чего программа будет установлена на рабочем месте налогоплательщика.

— Судя по вашим словам, для налогоплательщиков созданы все условия для перехода на сдачу отчетности в электронном виде. В чем же тогда проблема?

— Во-первых, с каждым годом увеличивается число удостоверяющих центров, где хранятся подлинники электронных цифровых подписей. Сейчас каждый оператор связи имеет свой удостоверяющий центр. Налоговые органы вынуждены получать доступ к 3—5 центрам одновременно. А если их число будет увеличиваться...

В данной ситуации логичнее создать единый удостоверяющий центр, в котором будет храниться информация по всем ЭЦП. Над его созданием мы и работаем сейчас. Уже есть договоренность со спецоператорами связи, что при выдаче сертификатов они будут выкладывать ЭЦП на наш сайт.

Такой порядок создаст определенные удобства и для налогоплательщиков. Например, при смене местоположения налогоплательщику не придется перерегистрировать ЭЦП, даже если на новой территории работает другой оператор связи. Достаточно перезаключить с ним договор.

Во-вторых, психология людей. И здесь мы, к сожалению, бессильны. Налогоплательщикам нужно принять новые технологии психологически.

— А что ждать налогоплательщикам, которые не собираются пользоваться электронными каналами связи?

— Большинство налогоплательщиков сдают отчетность на дискетах вместе с бумажным документом. Такой порядок был введен по настоянию налоговых органов, чтобы ускорить ввод деклараций на бумажных носителях. Однако и у него есть существенный недостаток. Дело в том, что информация на дискете не имеет юридической силы, поскольку она не подкреплена подписью и печатью организации. Поэтому налогоплательщики вынуждены прикладывать к дискете бумажный вариант отчетности. Если на дискетах не будет использоваться ЭЦП, такой порядок сдачи отчетности теряет смысл, так как требует значительного времени на проверку соответствия электронного документа бумажному.

Налогоплательщикам достаточно получить в удостоверяющем центре ЭЦП и подтвердить с ее помощью информацию на дискете. Подобный способ сдачи отчетности равносилен тому, что вы отказываетесь от услуг оператора связи и самостоятельно представляете сведения в налоговую инспекцию. Это закреплено в пункте 4 статьи 80 НК РФ.

Что касается штрихкодирования, то те регионы, в которых этот метод проходил апробацию (Москва, Кемерово и др.), по-прежнему довольно успешно используют эту технологию. Распространить штрихкодирование в других регионах мы сможем только после завершения унификации форм налоговых деклараций, что позволит расширить применение сканерных технологий при обработке бумажных документов.

Беседовала Елена ТИШИНА


 

 

[1] См. РНК, 2007, № 15. – Примеч. ред

Начать дискуссию