Новости ФНС

О применении ККТ при использовании платежных терминалов самообслуживания

УФНС по Ростовской области разъясняет, правомерно ли требование налоговых органов о применении ККТ при использовании платежных терминалов самообслуживания.
Вопрос.

Правомерно ли требование налоговых органов о применении ККТ при использовании платежных терминалов самообслуживания? Заключения юридического отдела платежной системы, агентом которой я являюсь, говорят о неправомерности такого требования. Также существует ряд судебных прецедентов рассмотрения данного вопроса не в пользу налоговых органов. Например, Решение Арбитражного суда Брянской области от 21.05.2007 по делу № А09-2709/07-12.

Ответ.

Требование налоговых органов о необходимости применения ККТ при использовании платежных терминалов самообслуживания правомерно.

В соответствии со ст.1 Закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон) к контрольно-кассовой технике, используемой при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, относятся контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Как указано в статьях 2 и 3 Закона все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.

Согласно статьи 4 Закона контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Из содержания данной статьи следует, что указанные в ней требования распространяются на все виды контрольно-кассовой техники, применяемой организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Также, согласно ст.5 Закона – организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой чеки.

Платежные терминалы самообслуживания – это, по техническим параметрам, универсальные аппараты самообслуживания по приему наличных купюр для оплаты услуг (сотовой связи, Интернета, спутникового телевидения, коммунальных услуг и др.) через платежную систему, которая производит проверку введенной в терминалы информации и перечисляет деньги на счет клиента (например МТС, Мегафон и пр.). Таким образом, платежные терминалы являются программно-техническими комплексами, с помощью которых осуществляются наличные денежные расчеты за оказанные услуги. Исключений в части требований, предъявляемых к контрольно-кассовой технике, для программно-технических комплексов Закон не содержит. Следовательно, требования, установленные в Законе для контрольно-кассовой техники (включение в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, оснащение фискальной памятью), распространяются также на расчеты за оказанные услуги с использованием платежных терминалов. Это подтверждается письмом Федеральной налоговой службы от 20.09.2006 № 06-9-10/322 «О применении торговых и других автоматов по приему платежей», согласно которому Закон, устанавливая необходимость применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при осуществлении торговых операций, выполнении работ и оказании услуг, не делает исключения для расчетов с использованием торговых автоматов, терминалов самообслуживания и других кассовых автоматов, что позволяет квалифицировать использование кассовых автоматов, не имеющих в своем составе контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр, как работу без применения контрольно-кассовой техники.

Статья 14.5 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде взыскания административного штрафа за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин в установленных Законом случаях .

В случае, когда при оплате услуг сотовой связи используются кассовые автоматы не оснащенные фискальной памятью и не включенные в Государственный реестр и, соответственно, если контрольно-кассовая техника в кассовых автоматах не установлена, то при проведении платежей через кассовые автоматы выдаются не отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки, а чеки кассовых автоматов без признаков фискальной памяти. При этом образуется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.

Таким образом, при использовании хозяйствующими субъектами платежных терминалов экспресс-оплаты, торговых автоматов и других кассовых автоматов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без контрольно-кассовых машин – эти хозяйствующие субъекты могут быть привлечены к административной ответственности. Вывод налоговых органов о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ будет основан на Законе.

Вышеизложенное подтверждается арбитражной судебной практикой: Постановлениями ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2007 по делу № Ф08-7161/2006-3003А, от 20.06.2007 по делу № Ф08-3616/2007-1470А; Постановлениями ФАС Уральского округа от 02.04.2007 по делу № Ф09-2100/07-С1, от 21.05.2007 по делу № Ф09-3847/07-С1 и др.

Начать дискуссию