Новости ФНС

«Налоговый вестник» № 9, сентябрь 2007 года Обзор региональных СМИ

Уважаемые руководители организаций! Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области ставит Вас в известность, что в соответствии с абзацем два пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность которых превышает указанный предел, представляют в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Положения данной статьи Кодекса вступают в силу с 1 января 2008 года, то есть через три месяца.

(в областной газете "Новый мир" от 21. 09. 2007 г.
опубликована тематическая страница
УФНС России по Курганской области
"Налоговый вестник" № 9)

  Если среднесписочная численность сотрудников
более 100 человек

Уважаемые руководители организаций! Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области ставит Вас в известность, что в соответствии с абзацем два пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность которых превышает указанный предел, представляют в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) налоговые декларации (расчеты)  по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Положения данной статьи Кодекса вступают в силу с 1 января 2008 года, то есть через три месяца.

В настоящее время налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Порядком, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 (зарегистрированном в Минюсте России 16.05.2002   № 3437). Настоящий приказ действует в части, не противоречащей пункту 3 статьи 80 Кодекса.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет) электронной цифровой подписью, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (пункт 5 статья 80 Кодекса).

Представление налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде осуществляется при наличии у налогоплательщика соответствующего программного обеспечения и технических средств, совместимых с техническими средствами налогового органа.

Представление налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется налогоплательщиком непосредственно в налоговые органы или через специализированного оператора связи.

Обращаем Ваше внимание на то, что переход на представление налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи требует определенных временных затрат (при необходимости приобретение (настройка) технических и программных средств, выбор специализированного оператора связи, получение сертификата ключа подписи, получение ЭЦП налогоплательщика, обучение персонала и т.д.).

В связи с этим для своевременного исполнения положений пункта 3 статьи 80 Кодекса Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области предлагает Вашей организации, среднесписочная численность работников которой превышает 100 человек, заблаговременно осуществить необходимые организационно-технические мероприятия и перейти к представлению налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в 2007 году.

Информацию об участниках информационного обмена, о порядке подключения и представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи Вы можете получить непосредственно по месту учета в ИФНС России по г.Кургану, Межрайонных ИФНС России по Курганской области или на Интернет – сайте Управления ФНС России по Курганской области.

На территории области  функционирование регионального сегмента системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи обеспечивают операторы связи  ООО "Инфоцентр" по адресу: г.Курган, ул.Пушкина, 167, тел. 41-75-03; ООО «Фотон» по адресу: г.Курган, ул.Володарского, 57, офис 308, тел. 46-29-92; ЗАО "Калуга Астрал" по адресу г.Курган, ул.Гоголя, 44, тел. 50-73-92; ООО "Компания "Тензор" по адресу г.Курган, ул.Клары Цеткин, 11, тел. 44-33-72.

Одновременно сообщаем, что налогоплательщик, представляющий отчетность по телекоммуникационным каналам связи, получает возможность неограниченного круглосуточного доступа в электронном виде к своим персонифицированным данным (получение информации, содержащейся в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, в выписке операций по расчету с бюджетом, в перечне бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году, в акте совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и др.). Кроме того, налогоплательщик получает от налогового органа в электронном виде информацию об изменениях действующего законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Курганской области.

О примерной форме уведомления
о привлечении и использовании иностранных работников

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2007 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Поскольку форма уведомления о привлечении и использовании иностранных работников не установлена, работодатели представляют в налоговые органы уведомления в произвольной форме.

В целях единообразного применения работодателями формы уведомления Федеральная налоговая служба рекомендует использовать при представлении уведомления в налоговые органы  форму, направленную в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@.

Новые правила регистрации и применения ККТ

Управление ФНС России по Курганской области сообщает, что с 4 августа 2007 года начало действовать новое Положение о регистрации и применении ККТ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее — Положение), взамен старого, утвержденного еще в 1995 году налого­вой службой (Приказ ГНС РФ от 22.06.1995 № ВГ-3-14/36). Итак, рассмотрим основные положения этого документа.

Контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 4 августа 2007 года, может применяться дальше, если она:

-  включена в госреестр;

-  исправна и опломбирована;

- на момент регистрации в налоговой инспекции (далее - ИФНС) соответствовала всем необходимым требова­ниям.

Ни проходить перерегистрацию в налоговых органах, ни получать какие-либо дополни­тельные документы на такую технику не нужно.

Если используемая модель ККТ исключена (или будет когда-нибудь исключена) из государственного реестра, то как и прежде, можно продолжать ее использовать до истечения нормативного срока амортизации. Нормативный срок амортизации ККТ устанавливается организацией (предпринимате­лем) самостоятельно, исходя из срока полезного использования (от 5 до 7 лет), но с учетом того, что максимальный срок эксплуатации не может превышать 7 лет с даты выпуска.

Важное изменение коснулось порядка снятия с учета в ИФНС ККТ, исключенной из госреестра, нормативный срок амортизации которой истек. Новое Положение определило, что при истече­нии нормативного срока амортизации ИФНС вправе самостоятельно снять ККТ с учета, о чем она обязана уведомить пользовате­ля не позднее дня, следующего за днем истечения этого срока. То есть, теперь ИФНС может снять ККТ с регистрационного учета и только после этого уведомить пользователя ККТ об этом, направив уведомление по почте. Поэтому пользователю ККТ важно следить:

- за информацией об исключении каких-либо моделей ККТ из госреестра;

- за моментом истечения срока амортизации по моделям ККТ, исключенным из госреестра.

После истечения срока амортизации ККТ ее не следует больше исполь­зовать так как применение ККТ, не зарегистрированной в ИФНС, влечет взыскание штрафа:

- с должностных лиц организации или предпринимателя – от 3000 до 4000 руб.;

- с организации – от 30 000 до 40 000 руб.

Ранее действовавший порядок предусматривал, что ИФНС за 30 дней до истечения срока применения ККТ обязана уведомить организацию (предпринимателя) – пользователя о снятии кассового аппарата с учета. Требования, которые установило правительственное Положение в отношении технических характеристик ККТ, разрешенной к применению, касаются производителей этой техник. Пользователям при покупке новой ККТ нужно удостовериться, что она содержит знак «Государ­ственный реестр» установленного образца. Ведь производитель может нанести этот знак только на ККТ, которая удовлетворяет всем предъявляемым к ней тре­бованиям.

Новые требования к техническим характеристикам ККТ вве­дены в отношении расчетов с использованием платежных карт. Так, ус­тановлено, что при получении оплаты посредством платежной карты ККТ, кроме кассового чека, должна распечатывать документ, подтверждающий факт расчета с использованием платежной карты. Обычные ККТ этого не делают, то есть произво­дителям придется их переоборудовать.

Вводится также требование о том, что либо устройство для считывания информации с платежных карт должно входить в состав ККТ, либо ККТ должна обеспечивать ввод в нее ин­формации о проведенном расчете с использованием карты.

Встроенные считыватели магнитных карт пока есть только в POS-терминалах или POS-системах. Отметим, что приведенные требования не распространяются на кассовые аппара­ты, уже зарегистрированные в налоговой инспекции по состоянию на 4 августа 2007 года.

На каждый приобретаемый кассовый аппарат поставщик должен выдать паспорт (в общем-то, как и сейчас), в который будут вноситься все от­метки: о регистрации, перерегистрации, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, снятии с учета в ИФНС и т. д. 

Определены сроки, в течение которых нужно хранить документы, свя­занные с эксплуатацией ККТ. Как минимум 5 лет с момента вывода ККТ из эксплуатации нужно хранить:

- документы на приобретение ККТ (в частности, товарную накладную);

- паспорт ККТ;

- акт о вводе ККТ в эксплуатацию;

- документы по эксплуатации ККТ (в частности, договоры о технической под­держке);

- акт о выводе ККТ из эксплуатации.

Использованные контрольные ленты (ЭКЛЗ) и накопители фискальной памяти также нужно сохранять в течение 5 лет с даты окончания использования.

Нужно следить за тем, чтобы ежегодно, после прохождения технического обслу­живания в ЦТО или у поставщика ККТ, на ту сторону корпуса кассового аппарата, которая обращена к покупателю, наносился знак «Сервисное обслуживание» установленного образца (его должен утвердить Минфин). После каждой проверки исправности ККТ, ее ремонта или технического обслуживания поставщик или ЦТО должны наклеивать на кассовый аппарат марку-пломбу (необратимо разрушающуюся или деформирующуюся при попытке ее удаления или при вскрытии корпуса ККТ).

Порядок регистрации ККТ в налоговом органе не изменился. Для постановки ККТ на учет необходимо подать в ИФНС заявление по установленной форме. Новая форма такого заявления пока не утверждена налоговой службой. И до ее утверж­дения налоговые органы будут принимать заявления по старой форме. К заявлению нужно приложить паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке, за­ключенный с поставщиком или с ЦТО (то есть, как и сейчас, регистрация ККТ в ИФНС возможна только после заключения договора о технической поддержке).

Регистрация ККТ в ИФНС не должна занимать более 5 рабочих дней (как и раньше). По итогам регистрации выдается карточка регистрации ККТ и возвращается паспорт и договор о технической поддержке. В паспорте делается отметка о регистрации, заверенная печатью налогового органа.

Аналогичный порядок действует при перере­гистрации ККТ (к примеру,  при  переходе  в  другой ЦТО,  при изменении адреса установки ККТ): пользователь должен представить в ИФНС за­явление, приложить к нему паспорт ККТ и карточку регист­рации. Срок перерегистрации также составляет 5 рабочих дней.

Теперь четко определено, что регистрировать ККТ нужно:

- организации – в ИФНС по месту своего нахождения или в ИФНС по месту нахождения обособленного подразделения, если ККТ будет использоваться обособленным подразделением;

- предпринимателю – в ИФНС по месту жительства.

Для снятия ККТ с регистрации нужно подать в ИФНС только:

- заявление;

- паспорт ККТ;

- карточку регистрации.

В течение 5 рабочих дней ИФНС сделает в паспорте отметку о снятии ККТ с учета и вернет его пользователю, карточка регистрации остается в ИФНС.

Отметим, что новое Положение не обязывает налоговую службу утверждать форму заявления о снятии ККТ с регистрации, так же как и форму заявления о перерегистрации ККТ.

Налоговой службе, Минфину, Минпромэнерго до­полнительно нужно утвердить следующие до­кументы:

- положение по техническим характеристикам и параметрам функционирования ККТ (утверж­дается Минпромэнерго России);

- форму заявления о регистрации ККТ в налоговом органе и форму карточки регистрации (утверждаются налоговой службой);

- образец паспорта ККТ и образец идентификационного знака ККТ (утвержда­ются Минпромэнерго России);

- образцы знаков «Государственный реестр», «Сервисное обслуживание» (ут­верждаются Минфином России);

- образец марки-пломбы (утверждается Минпромэнерго России).

До тех пор, пока указанные документы не будут приняты, в этой части будет продолжать действовать старый порядок.

Ольга Мыскова, начальник  отдела контроля и применения ККТ, производства и оборота алкогольной и табачной  продукции.                                       

Выездные проверки и их планирование

Одной из важнейших форм налогового контроля является проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. О некоторых результатах этой работы рассказывает начальник отдела контрольной работы УФНС России по Курганской области Елена Еремина.

- В текущем году по результатам контрольной работы, проведенной налоговыми органами Курганской области, дополнительно начислено в бюджеты всех уровней 213 млн. рублей, в том числе по результатам выездных налоговых проверок 82 млн. рублей.

Налоговыми органами проведена 291 выездная налоговая проверка организаций и физических лиц. Результативность выездных проверок составила 97 %. Доначисления на одну результативную проверку составили 291 тыс. рублей.

- Елена Евгеньевна, есть ли какие-либо новшества в организации проведения проверок в текущем году?

- Изменения в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), внесенные Федеральным законом от 27.07.2006 №137-ФЗ и вступившие в силу с 1 января 2007 года, направлены на совершенствование налогового администрирования. Данные изменения существенно изменили порядок проведения налоговыми органами выездных налоговых проверок налогоплательщиков.

Во-первых, в течение года нельзя проводить более двух выездных проверок одного налогоплательщика. Сверх указанного ограничения в исключительных случаях выездная налоговая проверка налогоплательщика может быть проведена только по решению руководителя Федеральной налоговой службы.

Во-вторых, изменились сроки проведения выездных проверок. На проверку отводится не более двух месяцев. И только в исключительных случаях налоговый орган может продлить проверку до шести месяцев или приостановить её в соответствии с установленным Федеральной налоговой службой порядком.

В-третьих, срок проведения проверки исчисляется с момента принятия решения о её назначении, а увеличенный до десяти дней срок для представления документов теперь входит в общий срок проведения проверки.

- Расскажите об утвержденной ФНС России Концепции планирования выездных налоговых проверок.

- Приказом от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ФНС России была утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (далее – Концепция), предусматривающая новый подход к организации отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Концепция разработана в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок; повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков; обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства; сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в «теневом» секторе экономики.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения.

Концепцией определены основные принципы планирования выездных налоговых проверок. К ним относятся: создание режима наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков; своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений; неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах; обоснованность выбора объектов проверки.

Основой отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике.

При отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности по следующим направлениям:

- анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

- анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

- анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает  налоговый орган;

- анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

- В средствах массовой информации уже публиковались критерии, по которым налоговые органы будут отбирать налогоплательщиков для проведения проверок. И все-таки перечислите их еще раз.

- Концепцией определены 11 критериев, которые налоговые органы будут использовать в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. На основе этих критериев налогоплательщики смогут самостоятельно оценивать риски попадания в планы проведения выездных налоговых проверок и при необходимости уточнять свои налоговые обязательства.

К критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков относятся следующие показатели:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже  среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода,  максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Полный перечень общедоступной самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, размещен 25.06.2007 на сайте ФНС России (www.nalog.ru).

В соответствии с Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к правильному и своевременному исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Коротко о важном

Обязаны применять таксометр

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, в том числе при осуществлении пассажирских перевозок легковыми такси.

В период с 01.10.2004 по 01.08.2007 владельцы легковых такси не имели возможности приобретать и использовать таксометры по причине их отсутствия в Госреестре контрольно-кассовой техники РФ. В связи с этим данные перевозчики пассажиров обязаны были использовать обычные портативные кассовые аппараты.

1 августа 2007 года приказом Федерального агентства по промышленности № 321 в Государственный реестр контрольно-кассовой техники РФ включен таксометр «Стайер-02К» производства ОАО «Счетмаш» г.Курск, предназначенный для осуществления денежных расчетов с населением на легковом такси. Таким образом, с 01.08.2007 владельцы легковых такси при осуществлении ими наличных денежных расчетов обязаны использовать таксометр «Стайер-02К».

Срок использования бланков продлен

Управление ФНС России по Курганской области сообщает о выходе постановления  Правительства Российской Федерации от 27.08.2007 № 542 «О внесении изменений в пункт 2 постановления правительства Российской Федерации от 31 марта 2005г. № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», продлевающего срок использования бланков строгой отчетности до 1 июня 2008 года.

Ольга Мыскова, начальник отдела контроля и применения ККТ, производства и оборота алкогольной и табачной  продукции.                                               

Областная газета "Новый мир" от 25 сентября 2007 года, опубликованы статьи:

1. Вывод из "тени" продолжается.

2. Задолженность снизилась.

Городская газета "Курган и курганцы" от 25 сентября 2007 года, опубликованы статьи:

1. Проезд согласно таксе.

2. Задолженность снизилась.

3. Всем выйти из "тени"! 

Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ

Начать дискуссию