Особенности привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ

Одним из распространенных видов налогового правонарушения является правонарушение, предусмотренное ст. 119 Налогового кодекса РФ, - непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.

Одним из распространенных видов налогового правонарушения является правонарушение, предусмотренное ст. 119 Налогового кодекса РФ, - непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.

Обязанность представления налоговой декларации установлена статьей 80 Налогового кодекса РФ. В соответствии с пунктом 1 данной статьи налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу. Причем под налоговой декларацией как видом налоговой отчетности понимается как отчетность физических, так и юридических лиц. Налоговая декларация должна быть подана в установленный срок.

Однако с учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 30.12.2006г. №268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, в ст. 80 Налогового кодекса РФ, возникли особенности квалификации противоправного деяния, предусмотренного ст. 119 Налогового кодекса РФ.

Так, например, в соответствии с абз 2 п. 4 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи.

В связи с данным требованием Налогового кодекса РФ следует обратить внимание на то, что Минфин России регулярно утверждает новые формы налоговой отчетности, причем зачастую незадолго до сроков ее представления. Поэтому на практике часто случается, что налогоплательщики подают налоговую декларацию по уже устаревшей форме. Однако ранее п. 4 ст. 80 Налогового кодекса РФ говорил о том, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации. Суды в таких случаях вставали на сторону налогоплательщика, указывая, что, если декларация представлена в срок, пусть даже по неустановленной (устаревшей) форме, ответственности по ст. 119 Налогового кодекса РФ не возникает.

Теперь с учетом требований абз. 2 п. 4 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом), если она представлена по установленной форме. Следовательно, если декларация составлена по форме, которая на момент ее представления не считается действующей (например, устарела), налоговый орган вправе отказать в ее принятии, и если в дальнейшем налогоплательщик не успеет представить декларацию по действующей форме в срок - привлечь его к ответственности по ст. 119 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, не должны представлять отчетность по налогам, от уплаты которых они освобождены (п. 2 ст. 80 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, новшеством в налоговом законодательстве стало обязательное представление для отдельных категорий налогоплательщиков налоговых деклараций в электронном виде.

В 2007 году налогоплательщики с численностью работников свыше 250 человек обязаны представлять налоговые декларации и авансовые расчеты в электронной форме (п. 3 ст. 80 НК РФ, п. 6 ст. 5 Закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ). С 1 января 2008 года эта обязанность будет распространяться на организации с численностью работников свыше 100 человек. Все остальные налогоплательщики, а также плательщики сборов и налоговые агенты самостоятельно выбирают способ представления отчетности в налоговый орган.

Итак, в 2008 году и далее представлять налоговые декларации (расчеты авансовых платежей) в электронном виде должны (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ):

-налогоплательщики со среднесписочной численностью работников за предыдущий календарный год свыше 100 человек;

-вновь созданные (в том числе путем реорганизации) организации с численностью работников свыше 100 человек.

В 2007 г. сдавать налоговую отчетность в электронной форме в обязательном порядке будут налогоплательщики со среднесписочной численностью работников за 2006 г. свыше 250 человек (п. 6 ст. 5 Закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ). Следует отметить, что если у вновь созданной в 2007 г. организации численность работников будет превышать 250 человек, сдавать декларации в электронной форме она не обязана: из п. 6 ст. 5 Закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ прямо следует, что до 1 января 2008 г. обязанность представлять декларации в электронном виде распространяется лишь на тех налогоплательщиков, у которых за 2006 г. среднесписочная численность работников превышает 250 человек.

По некоторым налогам (например, налогу на прибыль - п. 1 ст. 289 НК РФ) организации обязаны представлять налоговые декларации, в том числе по месту нахождения обособленных подразделений.

Возможна ситуация, при которой за 2006 год среднесписочная численность сотрудников организации в целом превышает 250 человек, однако среднесписочная численность сотрудников обособленных подразделений составляет меньшую цифру. В этом случае налоговые декларации (расчеты) по месту учета налогоплательщика (то есть и местонахождению обособленных подразделений) все равно должны представляться в электронном виде (Письмо Минфина РФ от 29.12.2006 N 03-02-07/1-364).

Таким образом, в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации на бумажном носителе при наличии законодательного требования об обязательном представлении налоговых деклараций в электронном виде привлечение по ст. 119 Налогового кодекса РФ будет правомерным.

 

Начальник юридического отдела
МРИ ФНС России №8 по Белгородской области
В.Гончаров

Начать дискуссию