Соблюдение налогового законодательства в финансово-кредитной сфере Краснодарского края

По состоянию на 01.09.2007 в налоговых органах Краснодарского края на учете состоит 386 кредитных организаций включая структурные подразделения, в том числе 21 действующий самостоятельный банк и 54 филиала инорегиональных банков.

По состоянию на 01.09.2007 в налоговых органах Краснодарского края на учете состоит 386 кредитных организаций включая структурные подразделения, в том числе 21 действующий самостоятельный банк и 54 филиала инорегиональных банков.
Общее состояние банковского сектора в крае за первое полугодие 2007 года можно охарактеризовать как относительно стабильное. Так, за 2005 год от кредитных организаций поступило 1 249 млн. руб., за 2006 год - 2 177 млн. руб. За первое полугодие 2007 года поступления от кредитных организаций составило 1 625 млн руб., темп роста в 2006 году и в первом полугодии 2007 года по отношению к 2005 году составил 1,7 и 1,3 соответственно. Доля поступлений в бюджет от указанной категории налогоплательщиков составляет 3,7 % от общего объема поступлений в Краснодарском крае.
Наибольшие суммы поступлений от кредитно-финансовых учреждений традиционно отмечаются в г. Краснодаре - 1 147,9 млн. руб., или 71 процент от общей суммы поступлений. Высока доля поступлений в бюджет от банковских организаций в г. Сочи - 118,6 млн. руб., г. Новороссийске - 89,4 млн. руб.
Остается высокой сумма задолженности по налогоплательщикам банковской сферы, ее величина за 9 месяцев текущего года составила свыше 47 434 млн. руб., на 01.01.2007 сумма задолженности составила 87 396 млн. руб.
За первое полугодие 2007 года налоговыми органами края проведено 21 выездных налоговых проверок банков и их обособленных подразделений, в том числе проверено 4 головных банка, включая их обособленные подразделения. Еще в 5-ти кредитных организациях выездные налоговые проверки продолжаются в текущем периоде.
По итогам проверок за 6 месяцев 2007 года нарушения законодательства о налогах и сборах установлены в 8 случаях, результативность проведенных проверок составила 38%. В бюджеты всех уровней доначислено, включая пени и налоговые санкции, 8,1 млн. руб. Для сравнения: в 2005 году проведено 19 выездных налоговых проверок, доначислено 2,8 млн. руб., в 2006 году проведено 18 проверок, доначислено 2,6 млн. руб., т.е. за первое полугодие 2007 года произошел рост доначислений в 2,9 и 3,1 раза по сравнению с 2005 и 2006 гг соответственно.
Характерными нарушениями, выявленными в ходе выездных налоговых проверок в первом полугодии 2007 года, являются определение с нарушением действующего порядка доходов и расходов, включаемых в налоговую базу, облагаемых оборотов, подлежащих налогообложению.
Среди нарушений, выявленных у банков нашего региона, необходимо отметить следующие.
Одним из банков, в нарушение ст. 328 НК РФ, не начислены в аналитическом учете проценты по ссудной задолженности исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства (фактического времени пользования заемными средствами).
Учитывая положения п. 6 ст. 250 НК РФ, проверкой включены в состав доходов начисленные проценты. Также, налогоплательщик в нарушение п. 6 ст. 280 НК РФ при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами - акциями, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не использовал расчетную цену этих акций исходя из стоимости чистых активов эмитента и при наличии отклонения продажной цены от расчетной в сторону понижения более чем на 20 процентов необоснованно применил для целей налогообложения прибыли фактическую цену реализации.
Другой банк не отразил в составе доходов основные средства, переданные по кредитному договору, включил в расходы экономически необоснованные затраты, не исчислил НДС при реализации имущества и с сумм арендной платы, в результате доначислено 773 тыс. руб. Также банк включил в состав расходов экономически необоснованные затраты в сумме 115,4 тыс. руб., доначислено 35,5 тыс. руб.
В нарушение пункта 2 статьи 257 НК РФ, согласно которому первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям, одним банком неправомерно включены в состав расходов в целях налогового учета стоимость работ по реконструкции здания. Остальная часть расходов по реконструкции здания правомерно отнесена к капитальным вложениям. Также банком в нарушение пункта 1 статьи 252 неправомерно включены в состав расходов представительские расходы, которые не подтверждены первичными документами, удостоверяющими назначение платежа.
По результатам выездной налоговой проверки указанному банку доначислено налогов и сборов, включая штрафы и пени, на сумму 2 174,8 тыс. руб.
Приведенные примеры свидетельствуют, что кредитные организации и их структурные подразделения продолжают нарушать законодательство о налогах и сборах.
Наряду с работой по администрированию уплаты собственных налоговых платежей банками, на постоянной основе ведется работа по осуществлению контроля за деятельностью коммерческих банков и структурных подразделений в части обеспечения своевременного и правильного перечисления клиентских налоговых платежей в бюджеты. В результате выявляются факты ненадлежащего исполнения банками требований налогового и банковского законодательства.
По состоянию на 01.09.2007 налоговыми инспекциями проведено 484 проверки по вопросу соблюдения банками своевременности исполнения платежных поручений (распоряжений) налоговых органов по перечислению средств в бюджет и внебюджетные фонды. За допущенные нарушения банками предъявлено пени в сумме 2,5 тыс. руб., штрафов 73 тыс. руб.
В результате проверок, проведенных налоговыми органами края, установлены случаи задержки банками от 1 до 45 дней исполнения 127 инкассовых поручений налоговых органов на сумму 1 303 тыс. руб.
В соответствии с действующим порядком взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и Федеральной налоговой службой Российской Федерации налоговыми органами края при выявлении таких нарушений направлялась соответствующая информация в Центральный Банк России.
На постоянной основе проводится работа по подключению банков к системе представления сведений о счетах в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. К оператору связи ЗАО "Орбита" подключены 18 банков и филиалов, из них 7 самостоятельных банков. К оператору связи ООО "НовАг-Сервис" подключены 17 банков и филиалов, из них 3 самостоятельных.
Налоговыми органами края проводятся мероприятия налогового контроля в отношении страховых организаций и их структурных подразделений, расположенных на территории Краснодарского края.
Согласно данных налогового учета, в крае по состоянию на 01.09.2007 осуществляют деятельность 340 страховых организаций в форме филиалов, отделений, агентств и представительств, из них 21 самостоятельная страховая организация. Наибольшее количество указанных плательщиков состоит на учёте в налоговых органах Краснодара, Новороссийска, Сочи.
В бюджеты всех уровней от указанной категории налогоплательщиков за первое полугодие 2007 года поступило 95 млн. руб. Наибольшие суммы поступлений отмечаются в г. Краснодаре - 55,8 млн. руб., г. Сочи - 11,4 млн. руб., Новороссийске - 6,8 млн. руб.
Налоговыми органами края проведено 10 выездных налоговых проверок страховых организаций и их обособленных подразделений, в том числе проверено 4 самостоятельных организации. Еще в одной самостоятельной страховой организации в настоящее время проводится выездная налоговая проверка. У проверенных страховщиков нарушения установлены в 4 случаях, результативность составила 40%. В 2005 и 2006 гг количество выездных налоговых проверок составило 16 и 17 соответственно.
По результатам проверок страховых организаций и их обособленных подразделений доначислено в бюджет 2 миллиона 297 тыс. руб. В среднем в расчете на одну результативную проверку доначислено 229,7 тыс. руб.
Наибольшая сумма доначислений составляет по Инспекции ФНС России № 2 по г. Краснодару - 1 997 тыс. руб.
Среди нарушений, выявленных у страховых организаций нашего региона, необходимо отметить следующие.
Одной из страховых организаций, в нарушение п. 2 ст. 294.1 НК РФ, учитывались в целях налогообложения в составе расходов суммы, оставшиеся в распоряжении у страховой организации в связи с неоплатой медицинских услуг по результатам экспертизы качества медицинской помощи, и доходы, полученные от использования временно свободных денежных средств, в результате по результатам проверки доначислено
1 808,8 тыс. руб.
Другая страховая организация в проверяемом периоде являлась арендатором муниципального имущества. Согласно пункту 3 статьи 161 НК РФ, указанная компания признается налоговым агентом, на которую возложена обязанность по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, уплате в бюджет соответствующей суммы НДС.
В нарушение вышеуказанного, данной страховой компанией не исчислен НДС в качестве налогового агента, не представлены помесячно (при наличии такой обязанности в связи с объёмом выручки) декларации по налогу на добавленную стоимость. По результатам проверки доначислено налогов и сборов, включая штрафы и пени, в сумме 251,3 тыс. руб.
Управлением ФНС России по Краснодарскому краю, в целях выявления схем по уклонению от налогообложения, поручено налоговым органам края при проведении налоговых проверок страховых организаций осуществлять углубленный анализ документов, необходимых при осуществлении организациями страхования предпринимательских (финансовых, инвестиционных) рисков при строительстве жилых домов, а также страхования жизни.

Начальник отдела контрольной работы
Мокроусов Д. В.

Начать дискуссию