Новости ФНС

Судебная практика

Предусмотренные налоговым законодательством гарантии распространяются на налогоплательщика в течение определенного срока его деятельности с момента государственной регистрации, а не с момента получения разрешения на занятие конкретным видом деятельности.
Предусмотренные налоговым законодательством гарантии распространяются на налогоплательщика в течение определенного срока его деятельности с момента государственной регистрации, а не с момента получения разрешения на занятие конкретным видом деятельности. Судебная практика

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (далее – ФАС Уральского округа) с кассационной жалобой на решение арбитражного суда первой инстанции, которым удовлетворены заявленные предпринимателем требования о признании решения инспекции недействительным.

ФАС Уральского округа из материалов дела установлено, что налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 25.07.2001, лицензия на право осуществления деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений выдана на период с 27.06.2003 по 27.06.2008.

Полагая, что в соответствии со ст. 9 Федерального Закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 88-ФЗ) сохраняются гарантии, установленные данной статьей, в течение первых четырех лет деятельности, предприниматель представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за ноябрь 2005 года, рассчитав налог к уплате за указанные периоды по ставке, действовавшей на момент его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

По результатам камеральной проверки указанной декларации инспекцией принято оспариваемое решение, которым предпринимателю доначислен налог на игорный бизнес, основанием для чего послужили выводы инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком пониженного размера налоговой ставки.

Суд первой инстанции, руководствуясь Законом № 88-ФЗ и удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, пришел к выводу о наличии у предпринимателя права при исчислении налога на игорный бизнес за ноябрь 2005 года применить налоговую ставку, действующую на момент его государственной регистрации.

ФАС Уральского округа, признав указанные выводы суда первой инстанции неверными, указал следующее.

Согласно Закону Оренбургской области от 07.05.2001 № 204/265-II-ОЗ «О ставках налога на игорный бизнес» ставка налога на игорный бизнес устанавливалась в сумме 1125 рублей за каждый игровой автомат.

Законом Оренбургской области № 465/44-III-ОЗ «О налоге на игорный бизнес» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17.09.2003 № 465) данная ставка была увеличена до 4500 рублей, с октября 2005 года до 7500 рублей за каждый игровой автомат.

Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 88-ФЗ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка является элементом налогообложения.

Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального вступления в законную силу абзаца 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 88-ФЗ (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 № 37-О, от 05.06.2003 № 277-О, от 09.07.2004 № 242-О, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 № 11-П). При этом утрата ст. 9 Закона № 88-ФЗ силы не повлияла на право субъекта малого предпринимательства, возникшее до отмены названной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока с момента его государственной регистрации.

Таким образом, суд правомерно применил при разрешении настоящего спора положения Закона № 88-ФЗ. Вместе с тем период, в течение которого на предпринимателя распространяется действие абзаца 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 88-ФЗ, судом определен неверно. Положения указанной нормы гарантируют субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации, а не с момента получения разрешения на занятие конкретным видом деятельности (лицензии).

Следовательно, вывод суда об исчислении четырехлетнего срока, установленного ст. 9 Закона № 88-ФЗ, с момента получения предпринимателем лицензии на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, противоречит абзацу 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 88-ФЗ.

Таким образом, поскольку налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 25.07.2001, то указание суда на правомерность применения налогоплательщиком при исчислении налога на игорный бизнес за ноябрь 2005 года налоговой ставки, действующей на момент его государственной регистрации, нельзя признать обоснованным. Учитывая изложенное, ФАС Уральского округа постановил решение арбитражного суда первой инстанции отменить.

И.М.Добрусин, начальник юридического отдела УФНС России по Оренбургской области

Начать дискуссию