Новости ФНС

Судебная практика по вопросу предоставления налогового вычета

Не подтверждение налогоплательщиком факта оплаты и оприходования товаров не порождает у него права на налоговый вычет.
Судебная практика по вопросу предоставления налогового вычета

Не подтверждение налогоплательщиком факта оплаты и оприходования товаров не порождает у него права на налоговый вычет. О

бщество обратилось в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой на судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, которыми налогоплательщику отказано в удовлетворении требований о признании решений инспекции недействительными.

ФАС Уральского округа из материалов дела установлено, что спор между сторонами возник в связи с доначислением обществу налога на добавленную стоимость (далее - НДС), пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) по налоговым декларациям за налоговые периоды 2004 и 2005 годов.

С позиции налогоплательщика, им документально подтверждена обоснованность применения налогового вычета в размере НДС, уплаченного по сделке с обществом с ограниченной ответственностью (далее – контрагент 1), при этом он действовал добросовестно и проявил достаточную степень осмотрительности при выборе контрагента, а также им подтвержден факт оплаты товара по сделке с обществом с ограниченной ответственностью (далее - контрагент 2) с учетом НДС.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части налогового вычета по НДС, уплаченного при приобретении товара у контрагента 1, суды сослались на фиктивность представленных в обоснование вычета документов ввиду подписания их ненадлежащим лицом.

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров.

При этом в силу п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия товара на учет.

Счет-фактура, содержащий обязательные реквизиты, установленные п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

По смыслу приведенных правовых норм право на налоговый вычет предоставлено добросовестным налогоплательщикам для компенсации реально понесенных ими затрат по уплате налога поставщикам товаров (работ, услуг). Налогоплательщик, использующий указанное право в противоречии с его назначением, то есть злоупотребляющий им, не может рассчитывать на такую же судебную защиту этого права, как добросовестный налогоплательщик.

Таким образом, возможность налогового вычета обуславливается наличием реального осуществления хозяйственных операций, что в свою очередь предполагает уплату НДС в федеральный бюджет. Налоговый орган вправе отказать в предоставлении налогового вычета по НДС, уплаченному поставщику, в случае, если факт реального совершения хозяйственных операций не подтвержден надлежащими документами либо выявлена недобросовестность налогоплательщика, допущенная при совершении указанных операций.

ФАС Уральского округа установил, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определили, что документы, представленные налогоплательщиком в обоснование налогового вычета, являются фиктивными, содержат недостоверные сведения и не подтверждают обстоятельства, с которыми НК РФ связывает право на получение налогового вычета.

Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что требования, содержащиеся в ст. 169, 171, 172 НК РФ, обществом не соблюдены.

По сделке общества с контрагентом 2 ФАС Уральского округа установлено, что обществом не подтвержден факт оплаты товара, приобретенного у контрагента 2, поскольку представленные акты приема-передачи векселей противоречивы и составлены с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, а также не подтвержден факт оприходования указанного товара, что указывает на отсутствие оснований для признания ненормативных правовых актов инспекции недействительными.

Учитывая изложенное, ФАС Уральского округа постановил оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.

И.М.Добрусин, начальник юридического отдела УФНС России по Оренбургской области

Начать дискуссию