Обсуждаем сложные вопросы исчисления налога на прибыль

Редакция журнала "Российский налоговый курьер" совместно с Федеральной налоговой службой в сентябре 2007 года провела круглый стол, посвященный проблемам формирования налоговой базы по налогу на прибыль по различным сделкам. Положения налогового законодательства вместе с присутствующими анализировал Дмитрий Юрьевич ГРИГОРЕНКО, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса Управления администрирования налога на прибыль ФНС России.

Очередной круглый стол состоялся в преддверии сдачи отчетности по налогу на прибыль за 9 месяцев. Поэтому все затронутые вопросы касались расчета налоговой базы и порядка признания в налоговом учете тех или иных расходов. Участники дискуссии обсудили специфику исчисления налога на прибыль организациями, привлекающими кредитные средства или получающими субсидии из бюджета, арендаторами, улучшающими полученное в пользование имущество, и др. Представитель налоговой службы помог специалистам оценить налоговые последствия различных ситуаций, возникающих в хозяйственной деятельности организаций.

Проценты по инвестиционному кредиту

Дискуссия началась с обсуждения особенностей налогового учета процентов по кредитам, которые привлекаются для приобретения объектов недвижимости. Инна Юрьевна Новикова, представитель компании «Аудит и консалтинг+», описала следующую ситуацию. Организация купила здание на кредитные средства. В настоящее время недвижимость сдается в аренду. Однако налогоплательщик планирует снести здание и на его месте построить жилой дом. «Учитываются ли при исчислении налога на прибыль проценты по инвестиционному кредиту, начисленные до начала строительства нового здания?» — спросила Инна Юрьевна.

«Для целей налогообложения прибыли порядок учета процентов по кредитам и займам не менялся с 2002 года, — напомнил Дмитрий Юрьевич. — Как сказано в пункте 1 статьи 252 НК РФ, расходами признаются любые затраты налогоплательщика при условии, что они направлены на получение дохода. Поэтому, если организация привлекает кредит для осуществления деятельности, связанной с извлечением дохода, проценты по такому кредиту признаются в налоговом учете. Они не капитализируются, а учитываются в текущем отчетном периоде в составе внереализационных расходов.

Дело в том, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида отражаются в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией. В статье 269 Кодекса установлены особенности учета расходов в виде процентов.

Таким образом, проценты по кредитам включаются в состав внереализационных расходов и не учитываются при формировании первоначальной стоимости объекта основных средств».

Представитель ФНС России подчеркнул, что существует еще несколько видов расходов, которые не отражаются в первоначальной стоимости амортизируемого имущества, даже если они связаны с приобретением или созданием основного средства. В частности, это курсовые и суммовые разницы, которые, как и проценты по кредиту, признаются в налоговом учете в качестве внереализационных расходов.

Обсуждаемую тему продолжил Игорь Всеволодович Педченко из компании «Армбридж Консалтинг». «Имеет ли право организация-инвестор в учетной политике предусмотреть включение процентов по кредиту в первоначальную стоимость строящегося здания?» — поинтересовался он.

«Полагаю, что нет, так как Налоговый кодекс не предоставляет подобного права. Однако, если организация все-таки примет решение о включении процентов по кредитам в первоначальную стоимость основного средства, то налоговый инспектор во время проверки будет вынужден вычесть эти суммы из стоимости амортизируемого имущества, — предупредил Дмитрий Юрьевич. — Налогоплательщик должен самостоятельно оценить связанные с этим налоговые риски».

Нередко организации-застройщики привлекают кредиты для финансирования той части сметной стоимости строительства, на которую инвесторы пока не найдены. Игорь Всеволодович попросил пояснить, может ли заказчик-застройщик суммы процентов по этим кредитам включать в состав внереализационных расходов.

«Нет, такие проценты не учитываются при формировании налоговой базы, — ответил представитель налоговой службы. — Ведь основная функция заказчика-застройщика — оказание услуг по организации строительства. Если же заказчик-застройщик одновременно является инвестором, он осуществляет два вида деятельности и должен обеспечивать раздельный учет доходов и расходов по ним».

Момент признания доходов от реализации

В какой момент надо признавать в налоговом учете доходы от реализации недвижимости? Этот вопрос волновал многих участников круглого стола. Наталья Николаевна Шамонова из аудиторской компании «Юкон / эксперты и консультанты» предложила два варианта признания таких доходов — либо на дату оформления акта приемки-передачи объекта, либо после государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество — и попросила Дмитрия Юрьевича уточнить, какой вариант правильный.

«Согласно гражданскому законодательству датой перехода права собственности на недвижимое имущество является дата государственной регистрации этого права, — пояснил Дмитрий Юрьевич. — Исходя из норм статей 39 и 271 Налогового кодекса, момент перехода права собственности и будет моментом признания дохода от реализации в налоговом учете».

Марина Сергеевна Полякова, эксперт журнала «Российский налоговый курьер», предложила рассмотреть конкретный пример. Организация заключила договор с муниципалитетом на проведение работ по подготовке территории к строительству. По договору муниципалитет оплачивает исполнителю стоимость работ и возмещает понесенные затраты. Акт приемки-передачи работ, в котором указана стоимость компенсируемых заказчиком расходов, подписан в декабре 2006 года. Цена договора была определена позже — по итогам конкурса, проведенного в 2007 году. Муниципалитет оплатил выполненные работы и возместил понесенные расходы в текущем году сразу после завершения конкурса. В каком периоде исполнитель обязан отразить в налоговом учете доходы по договору — на дату проведения конкурса или в декабре 2006 года?

По этому поводу Д.Ю. Григоренко отметил следующее. Доход признается в момент подписания акта сдачи-приемки выполненных работ. Налогоплательщик рассчитывает сумму выручки и учитывает ее при определении налоговой базы. Если после проведения конкурса окончательная цена договора окажется больше или меньше величины дохода, признанного в налоговом учете, налоговую базу 2006 года необходимо скорректировать. В рассматриваемой ситуации нарушаются правила заключения муниципального контракта, поскольку в договоре изначально не указана стоимость работ, которые должны быть выполнены подрядчиком. Ведь цена является одним из существенных условий договора подряда. Об этом говорится в статье 709 Гражданского кодекса.

Амортизируемое имущество

Целый блок вопросов, затронутых участниками круглого стола, касался налогового учета амортизируемого имущества. В частности, Екатерина Эдуардовна Лопаткина из аудиторской компании «Юкон / эксперты и консультанты» спросила: «В каком периоде амортизационная премия по расходам на модернизацию оборудования признается в расходах — в месяце завершения работ по модернизации или в следующем месяце?»

«В пункте 3 статьи 272 НК РФ сказано, что расходы на амортизационную премию учитываются в месяце начала начисления амортизации, — напомнил Дмитрий Юрьевич. — Амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. После модернизации основного средства организация еще раз вводит его в эксплуатацию и с первого числа следующего месяца начинает начислять амортизацию с новой первоначальной стоимости этого объекта. Значит, амортизационная премия по расходам на модернизацию также признается для целей налогообложения прибыли в месяце, следующем за месяцем завершения работ».

Мария Юрьевна Ракитина из компании «Армбридж Консалтинг» попросила разъяснить, можно ли в налоговом учете включить в первоначальную стоимость амортизируемого имущества затраты, не соответствующие отдельным требованиям статьи 252 Налогового кодекса, например сверхнормативные расходы.

Дмитрий Юрьевич обратил внимание присутствующих на то, что при формировании стоимости основных средств организация изначально должна оценивать все расходы исходя из требований статьи 252 НК РФ. Если такие затраты экономически не обоснованы и документально не подтверждены, они не учитываются ни в первоначальной стоимости амортизируемого имущества, ни в текущих расходах.

Тему продолжила Ирина Валерьевна Артельных, эксперт журнала «Российский налоговый курьер». Она поинтересовалась мнением представителя налоговой службы по такому вопросу. Согласно статье 288 НК РФ при расчете доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение организации, используется, в частности, показатель остаточной стоимости амортизируемого имущества данного обособленного подразделения. Допустим, организация имеет имущество, не подлежащее амортизации в налоговом учете, — основные средства непроизводственного назначения или объекты, по которым временно не начисляется амортизация. Нужно ли при расчете суммы налога на прибыль, уплачиваемой по месту нахождения филиала, учитывать стоимость таких основных средств?

Дмитрий Юрьевич заметил, что при расчете доли используется стоимость амортизируемого имущества. Если объект изначально не квалифицирован как амортизируемое имущество, амортизация по нему не начисляется, а его стоимость не учитывается в расчете, предусмотренном в статье 288 НК РФ. Если на дату ввода в эксплуатацию имущество признано амортизируемым, его остаточная стоимость включается в расчет при распределении прибыли.

В завершение рассматриваемой темы специалисты обсудили действующие со следующего года изменения в налоговом учете объектов основных средств. С 1 января 2008 года амортизируемым имуществом будет признаваться имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 20 000 руб. М.С. Полякова попросила пояснить, можно ли в 2008 году единовременно списать затраты на модернизацию имущества, первоначальная стоимость которого не превышает 20 000 руб.

«Если речь идет о тех объектах, которые будут приобретены после 1 января 2008 года, то расходы на модернизацию организация учтет в налоговом учете единовременно», — сказал Дмитрий Юрьевич.

«А если модернизируется амортизируемое имущество, которое приобретено до 2008 года и стоимость которого не превышает 20 000 руб.?» — уточнила Марина Сергеевна.

Д.Ю. Григоренко объяснил, что квалификация объектов в налоговом учете не изменяется. Например, если первоначальная стоимость основного средства, купленного в 2007 году, составляет 15 000 руб., то оно признается амортизируемым имуществом и в следующем году. Затраты на модернизацию такого объекта, произведенные после 1 января 2008 года, изменят его первоначальную стоимость и будут списываться в расходы через начисление амортизации.

Целевые поступления

Следующая тема, которую обсудили участники круглого стола, — налогообложение доходов в виде целевых поступлений. Были проанализированы конкретные случаи из практики. Так, организация-сельхозтоваропроизводитель летом закупает дизельное топливо для производственных целей, а осенью получает на него субсидию согласно постановлению губернатора области. В какой момент для целей налогообложения прибыли организация признает расходы на дизтопливо — одновременно с получением субсидии или в период фактического использования горючего? Должен ли налогоплательщик-сельхозтоваропроизводитель включать сумму субсидии в состав доходов в налоговом учете?

По словам Дмитрия Юрьевича, особого порядка налогового учета расходов на дизтопливо нет. Момент включения стоимости топлива в расходы определяется по общим правилам. Что же касается налогового учета полученной субсидии, то при формировании налоговой базы получатели не учитывают целевые поступления из бюджета. При этом в законе о бюджете региона должна быть запись о предоставлении организации бюджетных средств. В данном случае субсидия, полученная сельхозпроизводителем, не является целевым поступлением, а квалифицируется для целей налогообложения прибыли как экономическая выгода, доход. Если в постановлении губернатора указана дата перечисления субсидии, ее стоимость включается в состав внерелизационных доходов на эту дату.

При исчислении налога на прибыль не принимаются во внимание целевые поступления на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности, полученные в виде пожертвований. Об этом говорится в пункте 2 статьи 251 НК РФ. Согласно статье 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Сергей Борисович Соловьев, представитель компании «Мариллион», привел такой пример. Российский фонд получает на свое содержание денежные средства в виде пожертвований. Указанное финансирование производится по годовой смете. В начале года некоммерческая организация получает пожертвования в размере содержания на весь год. Причем во избежание финансовых потерь фонд не хранит деньги в течение года на своих расчетных счетах, а вкладывает их в ценные бумаги или размещает на депозитных счетах. Являются ли такие операции использованием пожертвований в общеполезных целях?

Последовал такой ответ. Средства, полученные по годовой смете и вкладываемые в ценные бумаги или депозиты, не считаются пожертвованиями, так как использованы не на общеполезные цели. Поэтому такие поступления в налоговом учете не признаются целевыми, а включаются в налоговую базу по налогу на прибыль фонда. Проценты, выплачиваемые некоммерческой организации по депозитам и ценным бумагам, также облагаются налогом на прибыль на основании норм главы 25 Налогового кодекса.

Капитальные вложения в арендованное имущество

Практически любой фирме приходилось арендовать имущество. Участники круглого стола обсудили проблемы налогообложения неотделимых улучшений арендованных основных средств. Александра Викторовна Быковская, эксперт журнала «Российский налоговый курьер», попросила разъяснить, отражает ли арендатор в налоговом учете доход, если арендодатель компенсировал ему стоимость капитальных вложений в арендованное имущество. Когда при формировании налоговой базы списывается стоимость капвложений — в момент их передачи арендодателю по акту или в момент получения от него оплаты за произведенные улучшения?

«Подобную операцию нужно рассматривать как реализацию работ, выполненных для арендодателя, — ответил Дмитрий Юрьевич. — Значит, стоимость капитальных вложений арендатор включает в расходы на дату подписания акта приема-передачи неотделимых улучшений».

«А если арендодатель только частично возместил понесенные расходы, вправе ли арендатор учесть сумму убытка в налоговом учете?» — уточнила Александра Викторовна.

«Расходы должны быть экономически обоснованны, — напомнил представитель налоговой службы. — Например, если вместо полной компенсации затрат на улучшения арендованного имущества арендодатель соответственно уменьшит сумму арендной платы, то арендатор вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытка. В противном случае придется доказывать экономическую обоснованность расходов на создание неотделимых улучшений в части, превышающей их фактическую стоимость».

Михаил Викторович Ефимов из аудиторской компании «Юкон / эксперты и консультанты» предложил рассмотреть такую ситуацию. Арендатор произвел неотделимые улучшения в арендованном помещении, а арендодатель отказался компенсировать их стоимость. Поэтому арендатор начислял амортизацию по капитальным вложениям в налоговом учете. При расторжении договора аренды и возврате помещения арендатор и арендодатель заключили соглашение о частичной компенсации стоимости неотделимых улучшений.

Дмитрий Юрьевич отметил, что в изложенной ситуации по сути речь идет о двух самостоятельных договорах. Первый — договор аренды. В течение срока действия этого договора арендодатель имел право начислять амортизацию по неотделимым улучшениям. После расторжения договора арендатор потерял право амортизировать капитальные вложения. Однако сумму ранее начисленной амортизации восстанавливать в налоговом учете не надо. Второй договор — договор купли-продажи, согласно которому арендатор признает доход от реализации работ, выполненных для арендодателя.

«Вправе ли арендатор включить остаточную стоимость неотделимых улучшений в расходы при получении возмещения от арендодателя?» — спросил Михаил Викторович.

«В настоящее время механизм определения остаточной стоимости капитальных вложений в арендованное имущество в Налоговом кодексе не прописан, поэтому такие расходы не признаются при формировании налоговой базы», — последовал ответ представителя ФНС России.

Расходы по договору аренды

Участники круглого стола продолжили обсуждение арендных отношений. На основании пункта 2 статьи 260 НК РФ арендатор имеет право признавать в налоговом учете расходы на ремонт арендованных амортизируемых основных средств. При условии, что в договоре аренды не предусмотрено возмещение таких расходов арендодателем. В связи с этим Михаил Викторович Масалков, представитель аудиторской компании «Интерэкспертиза», высказал сомнение, вправе ли организация учитывать при исчислении налога на прибыль затраты на текущий ремонт автомобиля, арендованного у физического лица. Ведь имущество физических лиц не может быть признано амортизируемым.

«Затраты на текущий ремонт автомобиля, не являющегося амортизируемым имуществом, признаются для целей налогообложения прибыли как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, — ответил Дмитрий Юрьевич. — Конечно, эти затраты должны соответствовать общим требованиям статьи 252 Налогового кодекса».

Сергей Борисович Соловьев обратил внимание присутствующих на тот факт, что арендатор не может учесть в налоговом учете расходы на аренду здания, право собственности на которое арендодатель еще не зарегистрировал. Предположим, в подписанном сторонами договоре аренды установлено, что соглашение вступает в силу с момента государственной регистрации права собственности арендодателя. Согласно пункту 2 статьи 425 ГК РФ стороны могут предусмотреть, что действие договора распространяется на правоотношения, возникшие с момента фактической передачи здания в пользование.

Д.Ю. Григоренко подтвердил, что если такое условие будет прописано в договоре, то арендатор вправе включить в расходы арендные платежи, а также прочие расходы, связанные с договором аренды и возникшие до его заключения. Но сделать это можно только после государственной регистрации сделки. Налогоплательщику придется представлять уточненные декларации за прошедшие отчетные периоды.

Нормируемые расходы

Елена Анатольевна Мальцева, эксперт журнала «Российский налоговый курьер», попросила Дмитрия Юрьевича помочь разобраться в такой проблеме. Нередко из-за специфики выполняемых работ спецодежда, выданная сотрудникам, изнашивается быстрее, чем это установлено в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи работникам спецодежды и спецобуви. Работникам, должности которых не указаны в типовых нормах, спецодежда не положена, но она необходима для защиты от негативных воздействий во время выполнения работ. Может ли организация включить в состав расходов стоимость спецодежды, выданной работникам сверх норм в соответствии с решением аттестационной комиссии?

«Перечень профессий в упомянутых типовых нормах является закрытым», — сказал представитель налоговой службы. Он предложил учитывать выданную сверх нормативов спецодежду как форменную одежду, указав такую обязанность работодателя в трудовых договорах работников, и правомерно включать ее стоимость в состав расходов по оплате труда. Естественно, такие затраты облагаются ЕСН и НДФЛ, тем не менее риск занижения налоговой базы по налогу на прибыль исключен. О сокращении сроков использования спецодежды представитель налоговой службы высказался так: «Если налогоплательщик до истечения утвержденного срока выдаст сотруднику второй комплект спецодежды, организации придется доказать экономическую оправданность понесенных расходов. Думаю, это будут необоснованные расходы».

В настоящее время практически ни одна современная организация не может обойтись без собственного интернет-сайта. Поэтому вопросы налогового учета затрат, связанных с созданием подобного продукта, актуальны для бухгалтеров. И.Ю. Новикова попросила уточнить, как учитываются такие расходы — в качестве рекламных нормируемых или рекламных ненормируемых расходов?

«Если организация владеет исключительным правом на созданный сайт, то в налоговом учете он признается в качестве нематериального актива. Но такие ситуации достаточно редки, — разъяснил Дмитрий Юрьевич. — Сайт — элемент телекоммуникационной сети. Как правило, на сайте размещается рекламная информация, поэтому затраты на его создание включаются в состав расходов на рекламные мероприятия через телекоммуникационные сети и не нормируются».

Экономическая выгода по договору беспроцентного займа

Еще одна тема, которую обсудили участники круглого стола, будет  интересна коммерческим организациям, привлекающим беспроцентные займы. Согласно статье 41 Налогового кодекса доходом признается экономическая выгода. Правила ее определения должны быть прописаны в 21-й и 25-й главах Налогового кодекса. Всех присутствующих волновал вопрос, возникает ли экономическая выгода у организации, получившей деньги взаймы без процентов.

Дмитрий Юрьевич предложил проанализировать постановление ВАС РФ от 03.08.2004 № 3009/04. Как следует из материалов рассмотренного судом дела, налоговый орган в ходе проверки установил, что организация занизила налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. По мнению проверяющих, налогоплательщик должен был включить в состав внереализационных доходов экономическую выгоду от использования денежных средств, полученных по договору беспроцентного займа. Суд в приведенном постановлении признал наличие у организации материальной выгоды от экономии на процентах.

«Экономическую выгоду по беспроцентному займу необходимо рассчитывать, — продолжил Д.Ю. Григоренко. — Вопрос в том, как это сделать. В главе 25 Налогового кодекса предусмотрено, как определяется стоимость безвозмездно полученного имущества, работ или услуг. Заем не является ни имуществом, ни работой. Результаты услуги потребляются в процессе ее оказания. По договору займа заемщик пользуется средствами по своему усмотрению и ничего не потребляет, поэтому заем нельзя назвать услугой. Получается, что механизм определения экономической выгоды по беспроцентному займу не установлен. Только по этой причине ВАС РФ в упомянутом постановлении вынес решение в пользу налогоплательщика, несмотря на то что указал на наличие экономической выгоды. Но нельзя говорить, что при получении организацией беспроцентного займа отсутствует налоговый риск. Особенно в том случае, если денежные средства она затем безвозмездно передает другому юридическому лицу. Полагаю, что налоговый орган при проверке должен подробно рассматривать такие сделки на предмет оценки получения организацией необоснованной налоговой выгоды. Ведь любая коммерческая организация создается с целью получения прибыли. А в рассматриваемой ситуации, во-первых, вызывает сомнение причина передачи денежных средств в безвозмездное (бесплатное) пользование, поскольку это противоречит целям создания организации. А во-вторых, еще большее сомнение вызывает отсутствие необоснованной налоговой выгоды у организации, получившей беспроцентный заем, так как она бесплатно пользуется чужими денежными средствами. При том что все остальные участники рынка вынуждены платить за пользование чужими средствами. Так что в случае невключения в налоговую базу суммы дохода от бесплатного пользования чужими средствами можно в какой-то мере говорить и о том, что не выполняются равные условия осуществления предпринимательской деятельности для всех участников рынка».

Момент признания расходов

Ирина Валерьевна Артельных попросила пояснить, как учитывается госпошлина за прохождение очередного техосмотра служебного автомобиля — единовременно или равномерно в течение срока действия талона технического осмотра.

«Такие расходы списываются в момент возникновения, то есть единовременно. Это следует из нормы пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса, — уточнил представитель налоговой службы. — Так, в подпункте 1 указанного пункта предусмотрено, что датой признания расходов в виде сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей является дата их начисления. Это достаточное основание для единовременного признания подобных расходов».

Нередко строительные организации страхуют риски, связанные с выполнением строительно-монтажных работ. Стоимость страхового взноса включается в расходы равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ). Марина Сергеевна Полякова высказала мнение, что подобные договоры страхования заключаются на продолжительный период времени. Возможна ситуация, когда строительно-монтажные работы начинаются позже начала действия страхового полиса и завершаются до окончания договора страхования. Как учесть в налоговом учете расходы на страхование?

Дмитрий Юрьевич сказал, что страховые взносы учитываются при формировании налоговой базы только в течение фактического срока действия договора страхования. Стоимость страхового взноса, приходящаяся на периоды, предшествующие и следующие за выполнением работ, не будет соответствовать требованиям статьи 252 Налогового кодекса. Иначе говоря, такая сумма не признается экономически обоснованным расходом для целей налогообложения прибыли.

И.В. Педченко предложил обсудить другую ситуацию. Организация планирует построить складское помещение для последующей сдачи в аренду. Чтобы оценить эффективность проекта, инвестор заказал маркетинговой фирме проведение анализа рынка услуг складского хранения и предоставления складов в аренду. В каком периоде организация признает эти расходы для целей налогообложения прибыли? Возможно ли списывать их в течение двух лет с момента сдачи имущества в аренду?

Представитель ФНС России напомнил, что расходы на анализ рынка услуг уменьшают налоговую базу в отчетном периоде подписания акта сдачи-приемки работ. «При этом расходы должны быть обоснованными и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода», — добавил он.

Сертификация товаров

В подпункте 2 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на сертификацию продукции и услуг. При этом в указанном подпункте не упоминаются товары. Евгения Владимировна Яковлева, эксперт журнала «Российский налоговый курьер», попросила уточнить, можно ли признавать расходы на сертификацию в налоговом учете, если для прохождения товаром таможенного оформления организация-импортер должна представлять сертификат качества на ввозимые товары.

Дмитрий Юрьевич обратил внимание специалистов на то, что перечень связанных с производством и реализацией расходов, приведенный в статье 264 Кодекса, является открытым. Расходы на сертификацию товаров признаются для целей налогообложения прибыли при условии, что налогоплательщик подтвердил необходимость сертификации. Подтверждением может служить постановление уполномоченного органа или другой нормативный документ, который устанавливает обязательную сертификацию ввозимых товаров для растаможивания. Кроме того, налогоплательщик должен подтвердить, что он фактически провозит товар через таможню.

«А если осуществляется добровольная сертификация качества товаров, например по требованию покупателя?» — спросила Евгения Владимировна.

«Во-первых, требования, предъявляемые добровольной сертификацией, должны как минимум отличаться от требований к этому же товару, предъявляемых обязательной сертификацией, естественно, если она должна проводиться. Во-вторых, проведение добровольной сертификации должно быть экономически обоснованно, то есть осуществлено в рамках деятельности, направленной на получение дохода», — объяснил Дмитрий Юрьевич.

Расходы на оплату труда

В ходе дискуссии были затронуты проблемы налогового учета расходов на оплату труда. Напомним, что согласно подпункту 16 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся взносы работодателей по договорам добровольного медицинского страхования сотрудников, действующим не менее одного года.

А.В. Быковская привела следующий пример. Организация заключила договор добровольного медицинского страхования работников сроком на один год. Если на работу принимаются новые сотрудники, то организация подписывает дополнительное соглашение к основному договору медицинского страхования. Получается, что новые сотрудники застрахованы на срок меньше одного года. Можно ли учесть в налоговом учете взносы за застрахованных работников по дополнительным соглашениям?

«Если договор медицинского страхования соответствует всем требованиям статьи 255 Налогового кодекса, то расходы по нему признаются при исчислении налога на прибыль, — уверил присутствующих Дмитрий Юрьевич. — Конечно, если дополнительные соглашения не меняют существенных условий основного договора».

Затем участники круглого стола обсудили порядок налогового учета выплат физическим лицам, не состоящим в штате организации. В частности, Н.Н. Шамонова предложила проанализировать такую практическую ситуацию. Студенты негосударственного вуза направлены учебным заведением в командировки для проведения научных исследований. Вуз оплатил им расходы на проезд, проживание и суточные. Признаются ли такие затраты в качестве командировочных расходов в налоговом учете вуза?

Дмитрий Юрьевич отметил, что организация направляет в командировку только собственных работников. Студенты таковыми не являются. Поэтому перечисленные затраты не учитываются как командировочные расходы при исчислении налога на прибыль. Если затраты студентов компенсируются в рамках заключенных с ними гражданско-правовых договоров, то такие расходы признаются для целей налогообложения прибыли. При условии, что они осуществлены в рамках предпринимательской, а не бюджетной деятельности вуза.

С 1 января 2005 года отменены процентные надбавки к зарплате, выплачиваемые лицам в возрасте до 30 лет, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. Речь идет о надбавках, установленных в статье 26 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Некоторые организации в целях сохранения кадрового состава самостоятельно устанавливают в коллективных договорах процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Эти надбавки выплачиваются сотрудникам независимо от возраста и времени проживания в данном регионе. «Включаются ли в состав расходов затраты на выплату северных надбавок сверх установленных законодательством норм?» — задала вопрос Раиса Ивановна Штаба из управляющей компании «Октавия».

Представитель Федеральной налоговой службы сообщил, что согласно статье 255 Налогового кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, связанные с режимом работы или условиями труда и предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Так что такие выплаты, предусмотренные в коллективном договоре и связанные с режимом или условиями труда, относятся в налоговом учете к расходам на оплату труда. Поэтому затраты на выплату северных надбавок в данном случае следует рассматривать как выплаты в рамках оплаты труда, уменьшающие налогооблагаемую прибыль организации.

Прочие и внереализационные расходы

Михаил Викторович Ефимов попросил прокомментировать конкретную ситуацию по списанию испорченных товаров. Издательский дом по результатам инвентаризации списал в состав макулатуры книги, утратившие товарный вид, а затем реализовал их по ценам ниже себестоимости. В результате образовался убыток от продажи неликвидов.

Дмитрий Юрьевич отметил, что стоимость проданных испорченных книг может быть учтена для целей налогообложения прибыли. Однако указанные расходы должны соответствовать требованиям статьи 252 Налогового кодекса.

Ирину Валерьевну Артельных волновала проблема признания в налоговом учете расходов на такси. «Зачастую такси доставляет командированных сотрудников до аэропорта и обратно или сотрудники пользуются такси в городе, в который они командированы. Уменьшают ли такие затраты налоговую базу по налогу на прибыль?» — задала вопрос она.

«Налоговый кодекс позволяет учесть подобные расходы, — согласился представитель ФНС России. — Но проблема заключается в том, что документально подтвердить экономическую обоснованность этих расходов практически невозможно».

Тему продолжила Мария Юрьевна Ракитина. Она предложила оценить налоговые риски в следующей ситуации. Организация уплатила штраф за поставку некачественных товаров покупателю, а затем перевыставила сумму штрафа своему поставщику.

«Для целей налогообложения прибыли сумма перевыставленного штрафа учитывается в качестве внереализационных доходов, — разъяснил Дмитрий Юрьевич. — Чтобы включить штрафные санкции в расходы, налогоплательщику необходимо либо заплатить их полностью, либо документально признать свою обязанность по уплате штрафа. Соответствующий внереализационный доход налогоплательщик признает после получения документа, подтверждающего размер штрафа, и согласия покупателя его оплатить».

В дополнение Мария Юрьевна привела еще один типичный случай из практики. Поставщик по договору купли-продажи организовал доставку проданных товаров до покупателей. Для этого продавец заключил договор с ОАО «Российские железные дороги». Стоимость транспортных расходов по документам, выставленным железной дорогой на имя поставщика, компенсируют покупатели. Правомерно ли признавать подобные затраты в налоговом учете?

«Покупатель вправе учитывать для целей налогообложения прибыли расходы на выплату компенсации поставщику, ведь возмещение транспортных затрат является условием договора. Однако суммы невозмещенного «входного» НДС покупатель в налоговом учете включить в расходы не сможет. Все случаи признания НДС в расходах при исчислении налога на прибыль перечислены в статье 170 Налогового кодекса», — подытожил Дмитрий Юрьевич.

Д.Ю.ГРИГОРЕНКО,
советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса из Управления администрирования налога на прибыль ФНС России

Начать дискуссию