Налогообложение доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль

С 2007 года в Налоговом кодексе перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, был дополнен. Так, Федеральным законом от 27.07.2006 № 144-ФЗ (далее – Закон № 144-ФЗ) была изменена редакция подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса. Причем новые положения данного подпункта распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. С этого момента налогом на прибыль не облагаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, списанных или иным образом уменьшенных в соответствии с российским законодательством или по решению Правительства Российской Федерации.

  С 2007 года в Налоговом кодексе перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, был дополнен. Так, Федеральным законом от 27.07.2006 № 144-ФЗ (далее – Закон № 144-ФЗ) была изменена редакция подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса. Причем новые положения данного подпункта распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. С этого момента налогом на прибыль не облагаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, списанных или иным образом уменьшенных в соответствии с российским законодательством или по решению Правительства Российской Федерации.

   Согласно пункта 18 статьи 250 Налогового Кодекса Российской Федерации суммы списанной кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами государственных внебюджетных фондов по-прежнему отражаются в составе внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль.  Об этом говорится и в письме Минфина России от 20.04.2007 № 03-03-04/2.

   Федеральным законом от 03.11.2006 № 175-ФЗ были внесены поправки в подпункт 8 пункта 1 статьи 251 НК РФ. С 1 января 2007 года в налоговую базу не включаются доходы в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней. Ранее эта льгота распространялась только на бюджетные учреждения.

   Кроме того, этот закон дополнил список средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. С 2007 года средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемые автономным учреждениям в форме субсидий и субвенций, признаются целевым финансированием. При условии, что эти средства налогоплательщик использовал по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральным законом. Значит, в текущем году субсидии и субвенции, выделяемые автономному учреждению из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда), не облагаются налогом на прибыль.

   Организации, которые выдают займы и кредиты, а также налогоплательщиков, получающих деньги взаймы без процентов, заинтересует письмо Минфина России от 14.03.2007 № 03-02-07/2-44. В нем финансовое ведомство разъяснило, имеют ли право налоговые органы проверять правильность применения цен по договорам займа и кредита для целей исчисления налога на прибыль. Напомним, что норма, позволяющая налоговым органам сравнивать применяемые цены по сделкам с рыночными ценами, зафиксирована в статье 40 Налогового кодекса. При отклонении фактических цен от рыночных более чем на 20% налоги по данной сделке будут исчислены налоговыми органами исходя из рыночных цен. Недоимка по налогу, выявленная в результате такого доначисления, будет взыскана вместе с пенями. Однако проверять правильность применения цен налоговые органы могут далеко не по всем сделкам. В частности, контролируются цены по сделкам между взаимозависимыми лицами, а также в случае колебания цен на идентичные товары более чем на 20% в течении непродолжительного времени. В указанном письме Минфин России пояснил, что в налоговом законодательстве не предусмотрена оценка доходов в виде процентов, полученных по долговым обязательствам, либо оценка дохода в виде экономической выгоды, в результате использования беспроцентного займа исходя из рыночных цен. По мнению финансового, ведомства, чтобы обеспечить возможность применения норм статьи 40 НК РФ в отношении договоров займа и кредита, необходимо уточнить нормы налогового законодательства. Поэтому до внесения соответствующих изменений в Кодекс у налоговых органов отсутствуют правовые основания для проверки правильности применения цен по договорам кредита и займа.

   В письме от 12.04.2007 № 03-02-07/1-171 Минфин России подтвердил изложенную позицию, сообщив, что действие статьи 40 НК РФ не распространяется и на проценты, полученные налогоплательщиком по договорам займа.

   Исходя из приведенных разъяснений, если устанавливаемая по договору займа ставка процента значительно меньше ставки рефинансирования Банка России, у заимодавца нет необходимости в корректировке налоговой базы по налогу на прибыль.

Главный госналогинспектор - советник государственной гражданской службы РФ Корченко Т.Н.

Начать дискуссию