Анализ результатов рассмотрения жалоб налогоплательщиков

Создание подразделений налогового аудита внутри системы налоговых органов является частью реализации общей государственной политики, направленной на снижение числа споров с участием государственных органов в арбитражных судах.

Создание подразделений налогового аудита внутри системы налоговых органов является частью реализации общей государственной политики, направленной на снижение числа споров с участием государственных органов в арбитражных судах.

Анализ результатов рассмотрения жалоб налогоплательщиков Управлением ФНС России по Красноярскому краю проведенный за девять месяцев 2007 года показал следующее.

За девять месяцев 2007 года в Управление поступило 907 жалоб в том числе 565 от юридических лиц, 192 от индивидуальных предпринимателей, 150 от физических лиц.

Общая оспариваемая сумма по жалобам налогоплательщиков составляет 893404 тыс. руб. в том числе по жалобам юридических лиц- 763197 тыс. руб., индивидуальных предпринимателей- 122082 тыс. руб., физических лиц 8125 тыс. руб.

Оспариваемая сумма по жалобам связанным с выездными налоговыми проверками составляет 585254 тыс. руб. (66 % от общей оспариваемой суммы). По жалобам связанным с камеральными налоговыми проверками за исключением обоснованности возмещения НДС оспариваемая сумма составляет 160315 тыс. руб. (18% от общей оспариваемой суммы). По жалобам связанным с иными актами налоговых проверок оспариваемая сумма составляет 60705 тыс. руб. (7% от общей оспариваемой суммы).

Оспариваемая сумма по жалобам связанным с отказом в возмещении НДС, составляет 87130 тыс. руб., в том числе юридическими лицами- 86789 тыс. руб., индивидуальными предпринимателями- 341 тыс. руб.

За девять месяцев 2007 года Управлением рассмотрено 850 жалоб в том числе 549 жалоб юридических лиц, 174 индивидуальных предпринимателей, 127 физических лиц. Сумма удовлетворенных требований по результатам рассмотрения Управлением налоговых споров составляет 245225 тыс. руб., в том числе 220552 тыс. руб. по жалобам юридических лиц, 17122 тыс. руб. индивидуальных предпринимателей, 7551 тыс. руб. по жалобам физических лиц.

Сумма удовлетворенных требований по результатам рассмотрения налоговых споров связанных с камеральными налоговыми проверками за исключением обоснованности возмещения НДС составляет 113727 тыс. руб. (46% от общей суммы удовлетворенных требований). По жалобам связанным с выездными налоговыми проверками сумма удовлетворенных требований составила 80281 тыс. руб. (33% от общей суммы удовлетворенных требований). По жалобам связанным с иными актами налоговых проверок сумма удовлетворенных требований составила 29002 тыс. руб. (12% от общей суммы удовлетворенных требований).

Сумма удовлетворенных требований по результатам рассмотрения налоговых споров связанных с камеральными налоговыми проверками обоснованности возмещения НДС, составляет 22215 тыс. руб., в том числе по юридическим лицам- 22166 тыс. руб., по индивидуальным предпринимателям- 49 тыс. руб.

Сравнительный анализ количественных данных поступивших, рассмотренных, оставленных без рассмотрения, находящихся на рассмотрении жалоб в отчетном периоде с данными предшествующего аналогичного периода показал следующее. По состоянию на 01.01.2007 года находилось на рассмотрении в Управлении 226 жалоб. За девять месяцев 2007 года в Управление поступило 907 жалоб, рассмотрено 850 жалоб, оставлено без рассмотрения 173 жалобы.

По состоянию на 01.10.2007 года находится на рассмотрении 110 жалоб

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, данные показатели увеличились в том числе:

  • количество поступивших жалоб увеличилось на 268 единиц (на 42%);
  • количество рассмотренных жалоб увеличилось на 324 единицы (61,6%);
  • количество жалоб оставленных без рассмотрения увеличилось на 46 единиц (на 36,2%);
  • количество жалоб находящихся на рассмотрении на конец отчетного периода увеличилось на 44 единиц (на 66,7%);

    За девять месяцев 2007 года оставлено без рассмотрения 173 жалобы Основными причинами оставления жалоб без рассмотрения является следующее. отсутствие предмета обжалования; отзыв жалобы заявителем; подача жалобы представителем заявителя, полномочия которого документально не подтверждены; пропуск срока подачи жалобы (заявления) установленного законодательством РФ; по вопросам, изложенным в жалобе (заявлении) имеется решение суда.

    В общем объеме жалоб оставленных без рассмотрения по указанным причинам оставлено без рассмотрения 151 жалоба, что составляет 87% в том числе:
    44 жалобы ( 25%) по причине отсутствие предмета обжалования,
    43 (25%)жалобы по причине отзыва жалобы заявителем,
    30 (17%) жалоб по той причине, что жалоба подана представителем заявителя, полномочия которого документально не подтверждены,
    19 (11%) жалоб по причине пропуска срока подачи жалобы (заявления) установленного законодательством РФ,
    15 (9%) жалоб по причине того, что по вопросам, изложенным в жалобе (заявлении) имеется решение суда.

    Другими причинами оставления жалоб без рассмотрения является следующее: нарушена процедура обжалования, например обжалуется протокол об административном правонарушении либо акт выездной налоговой проверки; повторная жалоба по одному и тому же предмету и основанию; жалоба по вопросам находящимся вне компетенции налоговых органов; жалоба по вопросам находящимся в компетенции территориальных налоговых органов.

    Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению жалоб, что в большинстве случаев ведет к урегулированию налоговых споров в досудебном порядке и как следствие к снижению числа споров с участием государственных органов в арбитражных судах.

Начать дискуссию