Новые правила проведения выездной налоговой проверки

Новые правила проведения выездной налоговой проверки и другие изменения и дополнения в основной акт налогового законодательства - Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), основная часть которых вступила в силу с 1 января 2007 года.

Федеральным законом от 27 июля 2006 года №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования (с изменениями от 30 декабря 2006 года) –Закон №137-ФЗ, внесены следующие изменения и дополнения в основной акт налогового законодательства - Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), основная часть которых вступила в силу с 1 января 2007 года, а отдельные положения – с 1 января 2008-2010 годов.

 Новые правила проведения выездной налоговой проверки

      Время проведения выездной налоговой проверки – два месяца  и не зависит от времени фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Выездная налоговая проверка может быть продлена до четырех месяцев (в исключительных случаях – до шести).

         1. Налоговый орган может приостановить выездную налоговую проверку на срок не более шести месяцев и в прямо установленных НК РФ случаях.

         2. В течение одного календарного года не могут проводиться более двух выездных налоговых проверок вне зависимости от проверяемого налога и периода. Исключение из этого – только по решению руководителя Федеральной налоговой службы.

     3. Налоговый орган может провести повторную выездную налоговую  проверку при подаче уточненной налоговой декларации, по которой сумма налога меньше первоначально заявленной.

4.     Налоговый орган может направить акт о проведении налоговой проверки по почте только в том случае, если проверяемое лицо уклоняется от его получения.

5.     Срок подачи возражений по акту налоговой проверки увеличен с 14 дней до 15 рабочих дней. Если налогоплательщик не подал возражения, это не лишает его права давать свои пояснения уже на стадии рассмотрения материалов.

Камеральная налоговая проверка: составление акта и другие изменения

         1. При выявлении нарушения налоговый орган обязан составить акт  проверки в течение 10 дней после ее окончания.

         2. Поскольку камеральной проверкой может быть охвачен любой период, а не только три предшествующих года, камеральная налоговая проверка может быть проведена и при подаче уточненных деклараций за более ранние периоды.

         3. У налогоплательщика есть право в течение пяти дней со дня, когда налоговый орган сообщит о выявленных ошибках, представить необходимые пояснения, которые обязательно должны быть рассмотрены.

         4. При проведении проверки по НДС налоговый орган может требовать любые документы, подтверждающие вычеты, в.т.ч. и первичные учетные документы. При проведении проверок по иным налогам – только те документы, которые по правилам НК РФ должны подаваться вместе с налоговой декларацией.

           Оформление результатов проверок

         Перечень реквизитов акта налоговой проверки теперь установлен прямо в НК РФ (п. 3 ст. 100 НК РФ), а значит, становится обязательным.

         Изменилась процедура вручения акта налогоплательщику.

         Ранее акт налоговой проверки мог быть, как вручен под расписку, так и направлен по почте заказным письмом. Теперь акт может быть направлен по почте заказным письмом только в том случае, если проверяемое лицо уклоняется от его получения. Факт уклонения отражается в самом акте, и он направляется по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица (п. 5 ст. 100 НК РФ).

         Срок подачи возражений по акту увеличен с двух недель до 15 рабочих дней (п. 6 ст. 100 НК РФ), при этом данный срок по-прежнему не является пресекательным. Вышеуказанный срок может быть продлен налоговым органом, но не более чем на один месяц.

          Однако этот срок связан с иным сроком - на принятие решения по результатам рассмотрения проверки. Срок принятия решения - 10 дней после истечения 15 рабочих дней, в течение которых налогоплательщик имеет право представить возражения по акту (п. 1 ст. 101 НК РФ). Если письменные возражения не представлены, это не лишает налогоплательщика права давать свои пояснения уже на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

         Все данные правила применяются к оформлению результатов как выездной, так и камеральной проверок.

         Налоговые проверки, начавшиеся до 1 января 2007 года, проводятся в ранее действовавшем порядке, результаты таких проверок также должны оформляться по старым правилам (п. 14 ст. 7 Закона №137-ФЗ).

Новые обстоятельства, освобождающие лицо от налоговой ответственности

         Законом №137-ФЗ содержательно изменена статья 111 НК РФ.

         1. Подпункт  3 пункта  1 статьи 111 НК РФ дополнен следующими положениями:

         а) освобождение от налоговой ответственности применяется не только в ряде случаев, когда разъяснения финансового или иного государственного органа даны конкретному налогоплательщику, но и тогда, когда такие разъяснения были даны неопределенному кругу лиц;

         б) освобождение от налоговой ответственности касается не только разъяснений финансовых и иных государственных органов, но и, как прямо указано в новой редакции подпункт  3 пункта  1 статьи  111 НК РФ, налоговых органов;

         2. Кроме того, подпункт  3 пункта 1 статьи 111 НК РФ дополнен особым положением о том, что освобождение от налоговой ответственности не предоставляется налогоплательщику (налоговому агенту), если разъяснение финансового, налогового или иного органа основано на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (налоговым агентом).

         3. Пункт 1 статьи 111 НК РФ дополнен подпунктом 4, согласно которому обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются и иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения.

Юридический отдел

Начать дискуссию