Общие вопросы рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

Общие вопросы рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

  В соответствии с пунктом 72 статьи 1 Федерального закона  от 27 июля 2006 года №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования (с изменениями от 30 декабря 2006 года) – Закон №137-ФЗ,  НК РФ дополнен статьей 100.1, устанавливающей порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. Указанная статья носит установочно-отсылочный характер.

            Устанавливаются два порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях:

            по нарушениям, выявленным в ходе камеральной или выездной проверкам, - в соответствии со статьей 101 НК РФ;

            по нарушениям, выявленным в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушений (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ), - в соответствии с порядком, изложенным в статье 101.4 НК РФ.

            Из смысла данной статьи  следует, что нарушения, установленные статьями 120, 122 и 123 НК РФ могут быть выявлены только в рамках налоговых проверок.

Новое в процедуре рассмотрения материалов проверки

            Статьей  101 НК РФ (пункты 1-4) теперь предусмотрено, что рассмотрение материалов проверки - это обязательная процедура, предшествующая вынесению решения по результатам проверки налогоплательщика (налогового агента) независимо от того, представляло это лицо свои возражения или нет.

             Более того, в п. 4 новой редакции ст. 100 НК РФ установлено, что отсутствие письменных возражений на акт проверки не лишает лицо права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

            Из смысла данной нормы вытекает, что налоговый орган обязан надлежащим образом пригласить налогоплательщика (налогового агента) на рассмотрение материалов проверки. В противном случае решение, принятое без вызова проверяемого лица, может быть признано незаконным только по формальным основаниям.

Сроки давности взыскания штрафов

            В соответствии с подпунктом «б» пункта 88 статьи 1 Закона №137-ФЗ

пункт 1 статьи 115 НК РФ полностью изложен в новой редакции.

            Так, из статьи исключен общий срок давности взыскания налоговой санкции в судебном порядке со всех субъектов налоговых правоотношений, который до вступления в силу Закона №137-ФЗ определялся как шесть месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

             При этом сделана ссылка на статьи 46, 47, 48 НК РФ, которые устанавливают бесспорный порядок и иные сроки взыскания санкций с организаций, предпринимателей и физических лиц, т.е. норма пункта 1 статьи 115 НК РФ в новой редакции стала иметь сугубо отсылочный характер.

            Также законодатель отдельно отразил, что в случаях, установленных НК РФ, когда налог взыскивается в судебном порядке, то и взыскание штрафа с организаций и предпринимателей также должно осуществляться налоговыми органами в судебном порядке. Причем соответствующее исковое заявление может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

            Нововведением является и положение о том, что срок исковой давности взыскания штрафов, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен.

 Юридический отдел

 

Начать дискуссию