Обзор по отдельным вопросам налогового законодательства

ФНС России письмом от 17.10.2007 №ШТ-6-03/785@ доведены разъяснения Минфина России от 24.08.2007 № 03-07-15/122 о порядке исчисления, уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость и выставления счетов-фактур при продаже муниципального имущества.

1. ФНС России письмом от 17.10.2007 №ШТ-6-03/785@ доведены разъяснения Минфина России от 24.08.2007 № 03-07-15/122 о порядке исчисления, уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость и выставления счетов-фактур при продаже муниципального имущества.

На основании пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, арендаторы такого имущества обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. Таким образом, данный порядок уплаты НДС применяется только в случае предоставления органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления имущества в аренду.

Учитывая изложенное, при осуществлении Комитетом по управлению муниципального имущества иных операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, уплачивать в бюджет налог и выставлять счета-фактуры должна указанная организация.

2. ФНС России письмом от 18.10.2007 №ШТ-6-03/786@ направляет разъяснения Минфина России от 19.09.2007 № 03-07-05/57 по вопросам применения банком налога на добавленную стоимость.

Пунктом 5 статьи 170 Кодекса установлен особый порядок исчисления налога на добавленную стоимость, согласно которому банки вправе уплачивать налог в бюджет по операциям, подлежащим налогообложению, по мере получения оплаты, а суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) включать в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, также после их фактической оплаты.

Таким образом, банк, применяющий указанный порядок исчисления налога на добавленную стоимость, при оказании услуг по сдаче в аренду имущества, подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса, уплачивает налог в бюджет по мере получения оплаты за эти услуги.

3. ФНС России письмом от 18.10.2007 №ШТ-6-03/790@ доводит письмо Минфина России от 19.09.2007 № 03-07-05/56 по вопросу регистрации банками полученных счетов-фактур в книге покупок.

На основании пункта 7 Правил ведения журналов учета, полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, книга покупок, предназначенная для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, ведется покупателями в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

Согласно пункту 5 статьи 170 Кодекса банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, уплачивается в бюджет.

Учитывая, что банки, применяющие для целей исчисления налога на добавленную стоимость указанную норму пункта 5 статьи 170 Кодекса, суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) к вычету не принимают, счета-фактуры, полученные банками от продавцов товаров (работ, услуг), следует хранить в журнале полученных счетов-фактур без регистрации в книге покупок.

4. ФНС России письмом от 15.10.2007 №ШТ-6-03/777@ направляет разъяснения (обзор) Минфина России по вопросам, связанным с применением налога на добавленную стоимость при осуществлении капитального строительства объектов.

В частности:

- возникает ли объект налогообложения по выполненным строительно-монтажным работам для собственных нужд, в том случае, если организация, является одновременно инвестором, заказчиком и застройщиком, а для выполнения строительно-монтажных работ привлекает подрядчиков?

- если организация-инвестор, заключившая с застройщиком договор инвестирования строительства объекта (нежилого здания), передает имущественные права на помещения в нежилых зданиях другому лицу. Как правильно определить налоговую базу при такой передаче имущественных прав? А также другие вопросы рассматриваются в указанных разъяснениях Минфина России.

О постановке на учет плательщиков ЕНВД

ФНС письмом от 19.10.2007 №СК-6-09/798@ доводит разъяснения Минфина России от 01.10.2007 №№ 03-11-02/249 «О порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД, осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории нескольких районов городов или городских округов, на территории которых действуют разные налоговые инспекции, производится в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД, осуществляющих: развозную торговлю; разносную торговлю; распространение и (или) размещение наружной рекламы; распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах- роспусках, речных судах; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, производится в налоговом органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

В данном письме Минфина России содержится порядок постановки на учет и снятия с учета указанных налогоплательщиков, а также перечень документов, необходимых при этом для осуществления данных процедур в налоговом органе.

Письмо МНС России от 10.04.2003 № ММ-6-09/421 «О порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» не применяется.

О налогообложении доходов, полученных бюджетными
учреждениями от сдачи в аренду имущества

ФНС России письмом от 18.10.2007 №ММ-6-08/792@ доводит разъяснения Минфина России от 27.09.2007 №03-02-07/2-162/2, в которых с учетом разъяснений положений статьи 34.2 Кодекса, изложенных в письме Минфина России от 07.08.2007 №03-02-07/2-138, а также по вопросу обращения взыскания налога с бюджетных счетов в банках сообщает следующее.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ внесены изменения в часть первую Кодекса в отношении обеспечения исполнения организациями, которым открыты лицевые счета в органах Федерального, казначейства, обязанности по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов и взыскания с этих организаций указанных платежей.

Такие меры в отношении организаций, которым открыты лицевые счета, могут применяться только в судебном порядке. Одновременно в статью 45 (пункты 2 и 8) Кодекса внесены изменения, направленные на определение перечня оснований, при наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится в судебном порядке.

В силу этого, налоговые органы не вправе принимать решения о взыскании этих платежей с таких организаций в порядке, установленном статьями 46 и 47 Кодекса. В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (подпункт 14 пункта 1 статьи 31 Кодекса).

Кроме того, сообщается, что в Министерстве в настоящее время разрабатывается механизм, обеспечивающий реализацию положений бюджетного законодательства РФ и законодательства о налогах и сборах в части налогообложения доходов, получаемых бюджетными учреждениями от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление.

Налоговые органы, действуя в пределах своей компетенции, должны исполнять обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 3 статьи 30, пункты 1 и 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами, а также реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов (пункты 1 и 2 статьи 33 Кодекса).

По вопросу применения писем Минфина России

ФНС России письмом от 14.09.2007 №ШС-6-18/716@ доведен порядок применения письменных разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, предоставляемых в соответствии со статьей 34.2 Кодекса (письмо Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138).

В письмах Минфина России, в которых выражается позиция Министерства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций, не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

Такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм и не являются нормативными правовыми актами. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Однако, при этом Кодексом введена прямая обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными ФНС России, которые рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России и предназначенные для разъяснения позиция Министерства как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области выработки налоговой политики.

Налоговым органам данное письмо использовать в своей работе и довести его положения до сведения судов.

О регистрации ККТ индивидуальных предпринимателей

ФНС России от 05.10.2007 №ШТ-6-06/75@ по вопросу регистрации контрольно-кассовой техники индивидуальными предпринимателями разъясняет.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ требования к ККТ, используемой индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 15 «Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 для регистрации ККТ в налоговом органе (за исключением кредитных организаций) пользователь представляет в налоговый орган (по месту нахождения – для юридического лица или по месту жительства – для физического лица) заявление о регистрации ККТ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, индивидуальные предприниматели подают заявление о регистрации контрольно-кассовой техники в налоговый орган по месту жительства.

О пересчете пеней при ошибке в ОКАТО и КБК

ФНС России письмом от 03.09.2007 №10-1-03/3566 сообщает следующее.

Пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ установлено, что до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федераций в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями Минфина России от 19.12.2006 № 03-02-07/2-122 и от 15.01.2007 № 03-02-07/2-3 положения вышеназванного закона применяются и в отношении уточнения платежей на основании пункта 7 статьи 45 Кодекса.

Таким образом, если при заполнении платежного поручения налогоплательщиком допущена ошибка в коде ОКАТО или КБК, что повлекло за собой недопоступление денежных средств в соответствующий бюджет, пересчет пеней в 2007 году не осуществляется, так как пени - это компенсация потерь бюджета за несвоевременную или неполную уплату начисленных сумм.

О форме уведомления о привлечении и
использовании иностранной рабочей силы

Письмо ФНС России от 24.08.2007 №ГИ-6-04/676@ «О размещении примерной формы уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы» сообщает следующее.

Согласно пп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель (заказчик работ, услуг) обязан в 10-дневный срок уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и использовании иностранных работников.

Поскольку форма уведомления о привлечении и использовании иностранных работников не установлена, работодатели представляют в налоговые органы уведомления в произвольной форме.

В целях единообразного применения работодателями вышеуказанной нормы ФНС России поручает разместить на информационных стендах примерную форму уведомления о привлечении и использовании иностранных работников, а также рекомендовать работодателям использовать указанную форму при представлении уведомления в налоговые органы.

Об информационном ресурсе

Приказом ФНС России от 21.09.2007 № ММ-3-25/544@ в целях получения полной и достоверной информации об организации работы по информированию налогоплательщиков и в целях реализации пункта 4 статьи 32 Кодекса о состоянии работы налоговых органов по приему и регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов) и бухгалтерской отчетности, а также для обеспечения автоматизации формирования статистической отчетности подразделениями налоговых органов по работе с налогоплательщиками, внесены изменения в состав реквизитов информационного ресурса «Журнал учета письменных запросов налогоплательщиков по информированию и организации работы с налогоплательщиками» и порядок его формирования.

Указанные изменения вводятся в действие с 01.01.2008 г.

О заполнении полей платежного поручения

В связи с возникающими вопросами в части неверного наименования получателя денежных средств в платежных поручениях на перечисление возврата переплаты по налогам и сборам физическим лицам, которые зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, Коммерческий банк ООО «Кубань кредит» сообщает следующее.

При заполнении полей вышеуказанных расчетных документов нужно руководствоваться Положением от 03.10.2002 №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», а именно:

- в поле «Получатель» указывать: «Индивидуальный предприниматель» Ф.И.О. (полностью). В соответствии с нормативными документами Банка России заполнение других реквизитов в поле «Получатель» не предусмотрено.

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 1 класса
В.А. Красницкий

Начать дискуссию