От результатов повседневной целенаправленной деятельности работников налоговых органов зависит наполнение бюджетов всех уровней, финансовая основа государства. О том, как трудятся налоговики Приамурья рассказывает и.о. руководителя УФНС России по Амурской области советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Наталья Гончарова.
-Так уж сложилось, что эффективность работы в первую очередь оценивают по количественным показателям. Насколько успешными можно считать результаты работы налоговых органов Амурской области?
-За 10 месяцев 2007 года в бюджетную систему Российской Федерации мобилизовано 20,5 млрд. руб. доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой, что на 21 % превышает поступления аналогичного периода прошлого года, из них в консолидированный бюджет Амурской области поступило 10,8 млрд. руб. (темп роста – 117,%). За счет применения комплекса мер по сокращению задолженности и проведения контрольных мероприятий в бюджет дополнительно поступило почти 1,5 млрд. руб.
Федеральная налоговая служба практически полностью формирует доходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (Пенсионного фонда, Фондов социального и медицинского страхования). В бюджет этих фондов на территории области мобилизовано с начала года 5,9 млрд. руб., что составляет 118% к уровню прошлого года.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить коллег из других ведомств за сотрудничество. Работа налоговой службы невозможна без активного конструктивного взаимодействия с регистрирующими органами, внебюджетными фондами, коллегами из других контролирующих и правоохранительных органов. Спасибо им за понимание и помощь в решении проблем.
-Налоговая служба традиционно считается фискальной, но ФНС России в последние годы делает акцент на обеспечение прав налогоплательщиков и создание для них максимально комфортных условий, способствующих осуществлению хозяйственной деятельности и уплате налогов и сборов. Нет ли здесь противоречия?
-На налоговом учете состоит более 13 тысяч юридических лиц, около 22 тысяч предпринимателей, 867 тысяч физических лиц, большинство из которых добросовестно исполняет обязанности налогоплательщиков. Наша задача - выстроить с ними качественную и эффективную систему взаимоотношений с тем, чтобы упростить исполнение налоговых обязательств. Сейчас в полной мере это позволяет сделать Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, который содержит широкий перечень услуг и регламентирует сроки их предоставления, в том числе по регистрации деятельности, ККТ, объектов учета, всех форм заявлений, представлению отчетности, проведению сверки расчетов с бюджетом, выдачи справок о состоянии расчетов с бюджетом и другим процедурам.
Активно продолжается переход на бесконтактные формы сдачи налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи. В настоящее время через Интернет представляют отчетность около 35 % организаций и 20 % предпринимателей и их количество постоянно растет. Согласитесь, это – удобно. Нет необходимости тратить время на посещение налоговой инспекции, кроме того, появляется возможность направить в налоговый орган запрос в электронном виде и получить оперативно и бесплатно различные документы о состоянии расчетов с бюджетом (выписку из лицевого счета, акт сверки, справку о состоянии расчетов с бюджетом и т. д.).
-В налоговое законодательство регулярно вносятся изменения и дополнения. Предоставляете ли вы возможность плательщикам быть в курсе произошедших изменений?
-Мы стремимся к тому, чтобы наши плательщики не испытывали недостатка в информации. Для этого ежемесячно во всех инспекциях области проводятся бесплатные семинары, в том числе и с выездом на территории отдаленных районов. За 9 месяцев текущего года проведен 341 семинар.
В каждой инспекции работает телефон справочной службы, на который ежеквартально поступает более 7000 вопросов. Ежегодно увеличивается количество обращений налогоплательщиков за письменными разъяснениями.
Ведется большая информационная работа через Интернет-сайт управления: ежедневно обновляется раздел «Новости сайта» и периодически остальные рубрики. Это позволяет посетителям сайта быть в курсе изменений в налоговом законодательстве. В рубрике «Статистическая информация» можно ознакомиться с результатами работы налоговых органов, а также узнать среднюю зарплату по видам экономической деятельности, сложившуюся в нашем регионе.
Еще один важный момент – обеспечено тесное взаимодействие налоговых органов области со всеми средствами массовой информации: с радиостанциями, газетами. Есть свой информационный блок на местном телеканале и еженедельно выходит телевизионная программа «Налоги: теория и практика». Таким образом, деятельность налоговых органов становится максимально прозрачной для налогоплательщиков.
-С 1 января 2007 года внесены значительные поправки в первую часть Налогового кодекса, касающиеся процедурных вопросов. Как они отразились на процессе налогового администрирования?
-Действительно, с этого года существенно изменилась процедура проведения налоговых проверок, регламентированная Налоговым кодексом Российской Федерации: более жесткими стали процессуальные сроки для налоговых органов, налогоплательщики стали более защищены в своих правах.
По – существу мы были практически готовы к этому. Проведенные мероприятия по совершенствованию структур налоговых органов позволили перевести практически всю имеющуюся в них информацию в электронный вид и организовать получение информации из внешних источников также в электронной форме. Поэтому, система налогового контроля сегодня осуществляется преимущественно с применением аналитических инструментов, что позволяет поддерживать эффективный уровень налогового администрирования.
-Не могли бы Вы остановиться более подробно на новом походе к планированию проверок?
-30 мая 2007 года ФНС России обнародовала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, и эта информация стала открытой. Документ размещен на сайте ФНС России. В соответствии с Концепцией каждый налогоплательщик может самостоятельно, по установленным критериям, определить вероятность проведения в отношении него контрольных мероприятий. Во избежание риска попадания в группу проверяемых рекомендую всем систематически оценивать свои показатели и при необходимости уточнять налоговые обязательства.
-В 2006 году для досудебного урегулирования споров, возникающих в процессе налоговых отношений, во всех налоговых органах были созданы отделы налогового аудита. Стало меньше заявлений и жалоб от плательщиков?
-Напротив, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество рассмотренных жалоб увеличилось почти в 1,5 раза, а оспариваемая сумма - в 3 раза. С начала года по результатам рассмотрения отделами налогового аудита была удовлетворена каждая третья жалоба, сумма удовлетворенных требований составила 35 млн. руб. или 10 % от оспариваемой суммы. Мы считаем это положительной тенденцией. Налицо очевидный факт: налогоплательщики поверили в то, что налоговые органы способны самостоятельно устранить внутриведомственные ошибки. Кроме того, это приводит к снижению дополнительных расходов налогоплательщиков на судебные разбирательства.
-По всей стране развернута широкая кампания по легализации зарплат. А как обстоят дела с выводом доходов граждан из тени в Амурской области?
-Немного уточню. Задача налоговой службы – легализация налоговой базы для увеличения поступления налогов в бюджет. В определенных случаях, показатель низкой заработной платы это сигнал того, что работодателю «выгоднее» вручить работнику заработную плату в конверте, чем открыто показать доходы и исчислить налоги. Как правило, именно эти налогоплательщики находятся в зоне риска по критериям Концепции, о которой говорилось выше, и приглашаются на заседания комиссий в налоговые инспекции.
За 10 месяцев 2007 г. на заседаниях комиссий заслушано около 3000 плательщиков. В результате проведенной работы поступление налога на доходы физических лиц от работодателей, повысивших заработную плату, увеличились на 47 млн. рублей, единого социального налога – на 24 млн. рублей, взносов на обязательное пенсионное страхование – на 60,2 млн. руб.
Стоит отметить, что при проведении мероприятий налогового контроля постоянно используются сведения, поступающие от граждан на телефоны «доверия». С начала 2007 года это позволило выявить 18 случаев применения «конвертных схем» выплаты зарплаты, установить 8 млн. руб. сокрытых от налогообложения выплат и дополнительно начислить около 5 млн. руб. налоговых платежей
-В заключение Ваши пожелания коллегам
-Современные условия работы в налоговых органах требуют от работников высокого уровня квалификации, экономических и юридических знаний, психологических умений и владения информационными технологиями. Именно такие люди с высокой степенью ответственности и трудолюбия составляют сегодня кадровую основу коллективов налоговых органов области.
Сердечно поздравляю всех с профессиональным праздником и желаю профессионального роста, успехов, веры в свои силы, здоровья, счастья, семейного благополучия.
Особенные слова благодарности ветеранам налоговой службы, тем, кто стоял у истоков ее становления и развития, создавал основу для слаженной и эффективной работы. Их профессионализм, опыт вместе с энергией и высоким творческим потенциалом молодых специалистов стали залогом достигнутых успехов.
21 ноября День работника налоговых органов
От результатов повседневной целенаправленной деятельности работников налоговых органов зависит наполнение бюджетов всех уровней, финансовая основа государства. О том, как трудятся налоговики Приамурья рассказывает и.о. руководителя УФНС России по Амурской области советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Наталья Гончарова.
Начать дискуссию