Успех и стабильность государства зависят от нашей работы

«Успех и стабильность государства зависят от нашей работы». Статья Ф.Ф.Ханафеева, опубликованная в газете «Совершенно несекрентно».

Задачи налоговой службы

 Основной задачей налоговой службы во все времена было и остается пополнение государственной казны. Если перефразировать это с учетом современных условий, то наша задача - обеспечить контроль над полнотой и своевременностью поступлений налогов в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе в региональные бюджеты и государственные внебюджетные фонды. С этим налоговые органы республики успешно справляются на протяжении ряда лет. Не буду утомлять читателей цифрами, скажу лишь о том, что высокие темпы роста поступлений ежегодно наблюдаются практически по каждому доходному источнику бюджета.

Не секрет, что главными источниками доходов ре-  гиональных бюджетов –  это применительно и к нашей республике - являются два налога: налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Кроме того, эти два налога вместе с единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование обеспечивают более 55% доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Именно поэтому сегодня одним из важнейших направлений деятельности нашей службы стала работа по легализации налоговой базы. Это целый комплекс организационных мероприятий, проводимых с участием налогоплательщиков в процессе реализации новой Концепции планирования выездных налоговых проверок.

С одной стороны, мы должны обеспечить безубыточную деятельность налогоплательщиков и тем самым создать предпосылки для расширения налогооблагаемой базы и роста собираемости налога на прибыль, с другой - вести постоянный контроль над достоверностью налоговой базы с фонда оплаты труда с целью роста поступления в бюджет налога на доходы физических лиц и ЕСН. Но обо всем по порядку.

Нет «серой зарплате»!

Поступление налога на доходы физических лиц и единого социального налога напрямую зависит от доходов населения. Именно поэтому необходимо контролировать налоговую базу с фонда оплаты труда.

В последние годы доля скрытой оплаты труда имела устойчивую тенденцию к росту. Недобросовестные налогоплательщики, пытаясь минимизировать платежи по единому социальному налогу (ЕСН) и налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), начисляемые с заработной платы, показывают официально лишь ее часть, на которую и начисляются эти налоги.

С 2005 года ставки единого социального налога для организаций и индивидуальных предпринимателей-работодателей снижены. Предполагалось, что существенное уменьшение ЕСН подтолкнет к выводу из «тени» выплат работникам, а также доходов индивидуальных предпринимателей. Но ожидаемого результата не произошло.

Это потребовало новых методов работы, которые позволили все-таки в 2006 году снизить долю скрытой оплаты труда. ФНС России инициировала создание комиссий по легализации теневой заработной платы как в налоговых органах, так и при администрациях субъектов Российской Федерации.

Появились такие комиссии и в Марий Эл. Причем их задача - не повышение заработной платы, а именно обеспечение достоверности налоговой базы. В рамках комиссий мы изучаем и анализируем финансово-хозяйственную деятельность организаций и определяем плательщиков, выплачивающих зарплату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. При этом непременно учитываются объективные условия деятельности конкретных организаций (бюджетных, сельскохозяйственных, сезонных), которые не позволяют работодателям выплачивать более высокую заработную плату.

К 1 октября согласно спискам, сформированным нашими специалистами, в зоне риска находились 3247 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату по основному виду экономической деятельности (ВЭД) ниже среднего уровня.

За 9 месяцев текущего года 2403 налогоплательщика заслушано на заседаниях комиссий (из них 390 - при администрациях муниципальных образований, 2013 - в налоговых органах). 97% из них повысили заработную плату своим сотрудникам. Однако 21,8% налогоплательщиков, подняв заработную плату, не довели ее до среднеотраслевого уровня по объективным причинам.

Конечно, проблема легализации заработной платы имеет общественное значение и не будет решена положительно, пока в обществе не сформируется непримиримое отношение к ней. Только объединив усилия, можно добиться результата. Работодатели, оплачивающие труд работников по «серым схемам», должны помнить о том, что они нарушают закон, а за это предусмотрено наказание, в том числе и уголовная ответственность.

Ну а граждане, получающие «серую» зарплату, должны знать о том, каких социальных гарантий они лишаются. Ведь именно от официальной заработной платы зависит накопительная часть пенсии, оплата отпусков, больничных и так далее. Кроме того, у них отсутствует возможность официально подтвердить размер получаемых ими доходов для получения кредита. Также ограничения возникают и при возврате налога на доходы физических лиц при покупке или строительстве жилья, за обучение детей или лечение.

Кроме того, работник должен понимать, что в данном случае он потворствует развитию теневой экономики. Источником выплаты нелегальной зарплаты являются скрытые доходы работодателя, а сокрытие налогооблагаемой  базы – это противоправные действия против государства. К сожалению, граждане задумываются об отрицательных последствиях «серой» зарплаты, когда сталкиваются  с проблемами.

Работа с организациями и индивидуальными предпринимателями не ограничивается лишь заседаниями комиссии. Мы  взаимодействуем с администрациями районов и городов. Проводятся рабочие встречи с руководителями убыточных организаций с рассмотрением вопросов выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого уровня, после которых происходит заметный рост резонансной группы.

Налоговые органы постоянно проводят мониторинг фактического повышения заработной платы налогоплательщиков, работает горячая телефонная линия, на которую поступают звонки от населения о неофициальных выплатах. Звонивших часто волнует вопрос, какие действия предпримет налоговая служба?

Хочу заверить вас, уважаемые читатели, что ни одно такое обращение не остается без внимания налоговой службы. Проводится их регулярный  анализ, а по отдельным  налогоплательщикам информация оперативно доводится в Управление по налоговым преступлениям МВД Республики Марий Эл для проведения совместных контрольных мероприятий.

Нам известно множество схем по уклонению от уплаты налогов с фонда оплаты труда. Это и аутстаффинговые услуги, и использование услуг общественных организаций инвалидов, и организаций, находящихся на специальных налоговых режимах, использование подотчетных сумм и т.д. Контрольная работа по выявлению схем ухода от обложения единым социальным налогом, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и налогом на доходы физических лиц дает свои результаты. За текущий год выявлено 6 случаев применения схем, доначислено 5,6  млн. рублей.

В налоговых органах концентрируется множество информации из внутренних и внешних источников, применение которой в контрольной работе позволяет выявить недобросовестных налогоплательщиков. Они в первую очередь и будут включаться в планы выездных налоговых проверок.

С целью проведения контроля администрирования единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за январь – сентябрь текущего года проведено 318 выездных проверок, которыми доначислено: ЕСН 10,8 млн. руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 0,3 млн. рублей.

Бизнес должен  приносить прибыль

 Поступления налога на прибыль организаций составляют значительную часть налогов и сборов, администрируемых Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл. В 2006 году поступления налога на прибыль в бюджетную систему составили 16,8% от суммы поступления налоговых доходов. В январе-сентябре 2007 года – 20,9%, что по сравнению с аналогичным периодом 2006 года больше на 3,9 процентных пункта.

Сумма налога, собранного в январе-сентябре текущего года на 51,8% превышает показатель предыдущего года.

Стабильный рост поступлений налога на прибыль в первую очередь связан с улучшением результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Это наращивание объемов реализации продукции, товаров, работ и услуг как в количественном выражении, так и за счет повышения цен.

Но при этом следует усилить внимание к иным источникам дополнительных поступлений. Одним из них, в частности, является целенаправленная работа с убыточными организациями.

В 2007 году акцент в работе комиссий по легализации теневой заработной платы был сделан на легализацию налоговой базы плательщика в целом, включая контроль над деятельностью убыточных организаций.

Вполне понятно, что при открытии бизнеса возможны убытки. Но в соответствии с гражданским законодательством целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли - не просто дохода, а прироста имущества в результате деятельности. Убыток в финансовой отчетности в течение нескольких налоговых периодов - это наиболее вероятный признак неполного отражения в отчетности результатов хозяйственной деятельности.

Практика показывает, что в настоящее время отражение в бухгалтерской отчетности убытков от финансово-хозяйственной деятельности зачастую обусловлено нежеланием организаций отражать в учете весь объем своих  хозяйственных операций, оставляя часть из них «в тени». Не показывая ряд доходных операций, организация отражает расходы, приходящиеся на весь объем реализуемых товаров, работ, услуг, что приводит к формированию отрицательных результатов. Обоснованное недоверие вызывают случаи наличия убытков у организаций, работающих в высокодоходных сферах экономики, таких как торговля и строительство. При наличии достаточно высокого потребительского спроса данные организации заявляют о своей убыточности. И надо заметить, доля убыточных предприятий в этих сферах деятельности, по данным статистики, достаточно высока.

По данным Маристата…

 

…положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) за январь-август 2007 года увеличился по сравнению с этим же периодом 2006 года на 60,4% и составил 1986,0 млн. рублей.  При этом наметилась тенденция к сокращению числа убыточных организаций.

Доля убыточных организаций по состоянию на 1 сентября текущего года  составила 26,0% от общего числа организаций. Это на 10,5% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 9,9% ниже по сравнению с 1 января текущего года.

Сегодня ФНС России изменила подход к организации и планированию выездных налоговых проверок, сделав эти процессы из закрытых, сугубо конфиденциальных процедур в открытые и понятные для налогоплательщика. Я говорю о Концепции планирования выездных налоговых проверок. Акцент сделан на глубоком предпроверочном анализе. И как следствие - отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска. Результатом такого подхода явился неуклонный рост эффективности налоговых проверок, то есть наблюдается рост суммы доначисленных платежей, в том числе в расчете на одну проверку.

Особое внимание уделяется налогоплательщикам, заявляющим убытки на протяжении ряда лет, а также налогоплательщикам, заявляющим значительные суммы убытков. Обращается внимание на несоответствие уровня изменения расходов уровню изменения доходов от реализации, несоответствие доходов и расходов, отраженных в налоговой отчетности, доходам и расходам, отраженным в бухгалтерской отчетности.

Работа с убыточными организациями направлена на пресечение случаев неполного отражения в учете хозяйственных операций, выявление случаев фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, выявление схем ухода от налогообложения. Мы должны обеспечить своевременный и полный контроль над соблюдением указанной категорией налогоплательщиков действующего законодательства о налогах и сборах, выявить организации, нарушающие закон и принять меры, чтобы не допустить необоснованное заявление налоговых убытков.

Конкретные шаги

Работа налоговых органов с убыточными организациями проводится в рамках работы комиссий Управления ФНС России по Республике Марий Эл и межведомственных комиссий при администрациях муниципальных образований. На такие мероприятия были приглашены 339 налогоплательщиков для пояснения причин убыточности.

В мае-июне этого года в республике прошло пять выездных совещаний с руководителями убыточных организаций при участии нашего ведомства, а также Министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, Министерства финансов Республики Марий Эл. На них руководители 96 организаций рассказали о причинах убыточности и  мерах по выходу из сложившейся ситуации.

Итоги I полугодия 2007 года таковы: 

- 30-ю организациями, заявившими об  убытках в I  квартале 2007 года, получена прибыль;

- 20 организаций добились снижения суммы убытка.

За 9 месяцев в федеральный бюджет поступило 270,4 млн. руб. налога на прибыль или 190,6% к соответствующему периоду прошлого года.

Логично, если эту работу налоговые органы будут проводить совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации с разработкой в отношении убыточных организаций, возможно, мер административного характера.

За 9 месяцев 2007 года проведены  63 выездные налоговые  проверки убыточных организаций - это 19,0% от общего количества проведенных выездных налоговых проверок (331). Сумма уменьшенного убытка составила 26,4 млн. руб.,  сумма перекрытого убытка –  41,3 млн. рублей. Доначислено платежей на сумму 97,8 млн. рублей. Сумма поступивших (взысканных) в бюджетную систему Российской Федерации платежей составила 32,7 млн. руб. что составляет 33,4% от доначисленных  платежей.

Начать дискуссию