Новости ФНС

Региональная научно-практическая конференция «Законодательство о несостоятельности (банкротстве): пути становления, проблемы ра

15 ноября 2007 года на базе Курганского филиала Академии труда и социальных отношений состоялась региональная научно-практическая конференция «Законодательство о несостоятельности (банкротстве): пути становления, проблемы развития, практика применения».

Информационное сообщение 

Региональная научно-практическая конференция

15 ноября 2007 года на базе Курганского филиала Академии труда и социальных отношений состоялась региональная научно-практическая конференция   «Законодательство о несостоятельности (банкротстве): пути становления, проблемы развития, практика применения».    

Целью конференции являлось обсуждение проблем развития института несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации, актуальных вопросов совершенствования законодательства, нормативного и информационного обеспечения процесса реализации процедур несостоятельности (банкротства), а также направлений повышения их эффективности.

В конференции приняли участие представители Федеральной регистрационной службы РФ, Федеральной налоговой  службы РФ, Администрации Курганской области, Курганской областной Думы, Арбитражного суда Курганской области, Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе, Управления труда и занятости Курганской области, Объединения организаций профессиональных союзов «Федерация профсоюзов Курганской области», кредитных организаций,   саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также ученые из Астрахани, Барнаула, Белгорода, Екатеринбурга, Казани, Кемерова, Кургана, Магнитогорска, Москвы, Самары, Саратова, Сургута,  Тулы, Тюмени, Хабаровска, Челябинска.

* * * * *

Выступление на конференции Юрия Григорьевича Касьяненко, руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Курганской области, советника государственной гражданской службы РФ I класса:

О некоторых вопросах деятельности
уполномоченного органа в делах о несостоятельности
(банкротстве)

Пунктом 3 статьи 29 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»  установлено, что федеральные органы исполнительной власти, отнесенные в соответствии со статьей 2 Закона к уполномоченным органам, в пределах своей компетенции представляют в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 №257 в качестве уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства определена Федеральная налоговая служба.

Данным Постановлением утверждено Положение о порядке предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

При предъявлении уполномоченным органам требований по обязательным платежам возникают следующие проблемные вопросы:

1. Отказ арбитражным судом во включении требований уполномоченного органа по уплате обязательных платежей в связи с применением судом общего срока исковой давности для взыскания задолженности. Налоговым Кодексом не установлены сроки для взыскания задолженности. Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налогов прекращается только с уплатой налогов или ликвидацией организации в соответствии с установленным порядком, сроки для взыскания задолженности ст.69,70,71,46,47 НК РФ не установлены. Отказывают суды уполномоченному органу во включении в реестр требований кредиторов по уплате задолженности при отсутствии доказательства направления должнику копии  решения о взыскании задолженности за счет имущества. Закон не предусматривает направление копии решения должнику, а Налоговым Кодексом данная норма введена только с 01.01.2007.

2. В реестр требований кредиторов требования по страховым взносам в Пенсионный фонд включаются судом не в третью, а во вторую очередь, тогда как данные платежи в соответствии со статьей 2 Закона относятся к обязательным платежам, а требования уполномоченного органа по обязательным платежам учитываются в  третьей очереди реестра требований кредиторов. Сложившаяся судебная практика нарушает очередность удовлетворения требований кредиторов, давая преимущество  платежам на ОПС перед остальными  обязательными платежами. Кроме того, поскольку вторая очередь реестра требований кредиторов не учитывается при определении числа голосов, соответственно исключение из третьей очереди реестра требований об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сокращает число голосов уполномоченного органа, а значит и государства, в общем числе голосов.

3. Органы Пенсионного фонда согласно Закону не являются лицами, участвующим в деле о банкротстве. Самостоятельные требования ими не могут быть заявлены, поскольку согласно ст. 2 Закона взносы в ПФР относятся к обязательным платежам и  заявляются уполномоченным органом. Специалисты фонда приглашаются в судебные заседания с целью дачи пояснений, поскольку согласно Федеральному Закону №167-ФЗ процедура взыскания задолженности по взносам возложена на органы ПФР. Однако, суды, руководствуясь нормами арбитражно- процессуального законодательства,  принимают и удовлетворяют ходатайства и жалобы от лица, которое не является участником дела, то есть от ПФР.

До настоящего времени остается проблемным вопрос инициирования процедур банкротства отсутствующих должников. С одной стороны, средства на финансирование процедур банкротства таких предприятий выделены из федерального бюджета. С другой стороны, для принятия судом заявления уполномоченного органа в отношении данной категории должников на уполномоченном органе лежит обязанность по доказыванию суду факта розыска и подтверждения наличия имущества должника, достаточного для погашения расходов на процедуру банкротства, т.е. финансирование процедур банкротства отсутствующих должников должно проводиться за счет средств должника.

Высший арбитражный суд считает, что отсутствующие должники могут быть исключены из единого реестра юридических лиц в административном порядке и с задолженностью. Однако, в случае исключения из реестра юридических лиц данной категории должников с задолженностью,  механизм признания ее безнадежной   отсутствует, а значит и ее списание невозможно. 

4.  Проблемным является вопрос рассмотрения судом вопроса о введении процедуры банкротства в отношении ликвидируемого должника по заявлению уполномоченного органа, процедура ликвидации которого начата должником давно и ликвидационной комиссией не были предприняты необходимые меры для инициирования процедуры банкротства. При инициировании процедуры по заявлению уполномоченного органа, конкурсного кредитора в отношении  должника должна быть введена процедура наблюдения, однако, для ликвидируемого должника такая процедура не вводится.

Кроме имеющихся проблем по предъявлению требований по уплате обязательных платежей хочется отметить и положительный момент в инициировании процедур банкротства уполномоченным органом. В настоящее время сложилась такая практика, когда принятые меры о взыскании задолженности не оказывают на должника необходимого действия и только принятие уполномоченным органом решения о направлении в суд решения о признании должника банкротом, возбуждение дела о банкротстве  является действенной мерой, и задолженность по обязательным платежам в бюджет гасится в полном объеме. За 9 месяцев текущего года  по области до введения процедур банкротства рассчитались с задолженностью в сумме 1,1 млн. руб. 3 предприятия, в процедурах банкротства 5 предприятий с задолженностью 18,3 млн. руб., в результате  дела о банкротстве судом были прекращены. В октябре в отношении ОАО «Русич»- КЗКТ прекращена процедура конкурсного производства в связи с удовлетворением требований всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в бюджеты всех уровней поступила задолженность в сумме более 370 млн.  руб.

Приказом ФНС России от 18.10.2004 №САЭ-3-19/2 проведено разграничение полномочий между Федеральной налоговой службой и территориальными налоговыми органами в делах о банкротстве и в процедурах банкротства.

Согласно указанному Приказу все организации разделены на группы. Контроль за организациями 1-й группы, в которую включены стратегические предприятия, предприятия ОПК, крупнейшие налогоплательщики, акционерные общества с долей участия Российской Федерации в которых составляет более  25%, организации, имеющие задолженность по обязательным платежам свыше 100 млн. руб., федеральные унитарные предприятия, осуществляется Федеральной налоговой службой и Управлением. Таких организаций по состоянию на 01.10.2007 по Курганской области 3. Причем на долю этих предприятий в задолженности, включенной в реестр требований кредиторов в целом по области, приходится 42,4% (включая ОАО «Русич»-КЗКТ).

К предприятиям второй группы относятся градообразующие предприятия, организации, имеющие задолженность по обязательным платежам от 50 до 100 млн. руб., унитарные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности субъекту РФ или муниципальному образованию.  Контроль за процедурами банкротства этих организаций осуществляется отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Управления.   Таких организаций на 01.10.2007 по области 104.   Задолженность данных предприятий по обязательным платежам, включенным  в реестр требований кредиторов, составляет 48% общей суммы задолженности.

Предприятия, не отраженные среди выше указанных, относятся к третьей группе предприятий. Таких предприятий по области 104 и сумма задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, составляет 9,6% от суммы в целом по области. 

Согласно Приказу ФНС САЭ-3-19/2 на территориальные налоговые органы возложена обязанность по взысканию платежей, задолженность по которым возникла после введения процедур банкротства. В частности, проблемным вопросом является взыскание текущих платежей, обязанность по уплате которых возникла в процедуре конкурсного производства. Налоговый Кодекс РФ не содержит какого-либо разделения налогоплательщиков, не исполнивших обязанность по уплате налогов, на предприятия, находящиеся или не находящиеся в процедурах банкротства. Не исполнена обязанность по уплате налога, не исполнено  требование налогового органа об уплате налога – налоговым органом применяется процедура взыскания: принимаются решения о взыскании за счет денежных средств и за счет имущества, о приостановлении операций по единственному действующему в ходе конкурсного производства счету. Однако, такое взыскание нарушает порядок расчетов с кредиторами в процедуре конкурсного производства. Согласно Закону о банкротстве, текущие обязательства по налоговым платежам не относятся к внеочередным  и должны погашаться после расчетов с кредиторами, включенными в реестр требований кредиторов. Это противоречие между нормами НК РФ и Законом, который в отношениях о несостоятельности организаций выступает специальной нормой, приводит к обжалованию действий налогового органа по взысканию задолженности,  как в судебном порядке, так и в порядке главы 19 НК РФ путем направления жалоб непосредственно в Управление. В соответствии со сложившейся судебной практикой жалобы конкурсных управляющих удовлетворяются в полном объеме.

Действующий Закон о банкротстве, устранив многие  старые проблемы, не смог обеспечить решение целого ряда проблем, а также породил и некоторые новые проблемы. Практика применения нового законодательства о банкротстве выявила ряд проблемных вопросов, связанных с его  реализацией.

В настоящее время банкротство носит, в основном ликвидационный характер. Отсутствует механизм предотвращения распродажи и перепрофилирования уникальных отечественных, производственных и экспериментальных, градообразующих, оборонных имущественных комплексов организаций- должников.

Уравняв в правах конкурсных кредиторов и государственный уполномоченный орган, законодатель не предоставил возможности государству осуществлять более строгий контроль и широкую защиту интересов при проведении банкротства значимых для государства организаций- должников.

Новая процедура банкротства - финансовое оздоровление, практически не применяется. В Курганской области таких случаев не зафиксировано.

Выполнение ряда функций, ранее реализовывавшихся упраздненной службой по финансовому оздоровлению, на налоговые или какие-либо другие органы не возложены. А именно:

- подготовка заключений о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;

- подготовка заключений о возможных последствиях обращения взыскания на имущество организации-должника;

-подготовка заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной уплаты сумм налогов.

Указанные документы необходимы при обращении налогоплательщика в налоговые органы для получения права на изменение срока уплаты налога в виде отсрочки, рассрочки.

Также никак не решена проблема фиктивного или преднамеренного банкротства, в ряде случаев предусматривающая уголовную ответственность руководителя должника.

Предпринимающиеся попытки непрерывного реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) путем внесения различных дополнений зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных нормативно- правовых и иных актов. Пока данные нормы лишь усложняют деятельность лиц, участвующих в процедурах банкротства, в особенности уполномоченного органа, не обеспечивая укрепление защиты интересов государства.

В связи с этим, представляется необходимым внесение изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере банкротства, направленные на расширение прав государственного уполномоченного органа.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) является одной из наиболее дискуссионных и, возможно именно поэтому, интересных областей права, а анализ правового регулирования несостоятельности (банкротства) и изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности (банкротства), остается актуальной и востребованной темой не только для специалистов в области права, но для всех лиц, кто в той или иной степени может коснуться области несостоятельности (банкротства).

Начать дискуссию