Обзор по отдельным вопросам налогового законодательства

1. ФНС России письмом от 24.10.2007 №ШТ-6-03/819@ доведены разъяснения Минфина России от 15.10.2007 № 03-07-15/146 по вопросу освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по изготовлению и ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной) организациями (не являющимися аптечными организациями) и индивидуальными предпринимателями.

1. ФНС России письмом от 24.10.2007 №ШТ-6-03/819@ доведены разъяснения Минфина России от 15.10.2007 № 03-07-15/146 по вопросу освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по изготовлению и ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной) организациями (не являющимися аптечными организациями) и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) стоимость услуг по изготовлению и ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), а также ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий организациями (не являющимися аптечными организациями) и индивидуальными предпринимателями, при наличии у них соответствующих лицензий, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

2. ФНС России письмом от 01.11.2007 №ШТ-6-03/855@ доведены разъяснения Минфина России от 09.08.2007 № 03-07-15/119.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налогообложению налогом на добавленную стоимость подлежат полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 4 статьи 162 Кодекса при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 Кодекса, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 данной статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Учитывая изложенное, при налогообложении налогом на добавленную стоимость сумм, полученных налогоплательщиком от покупателей товаров за нарушение условий договоров, предусматривающих поставку товаров, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 2 статьи 164 Кодекса в размере 10 процентов, следует применять налоговую ставку 10/110.

3. ФНС России письмом от 18.10.2007 № ШТ-6-03/788@ доведены разъяснения Минфина России от 12.09.2007 №03-07-07/30.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации от 31.03.2001 № 251.

4. ФНС России письмом от 01.11.2007 №ШТ-6-03/858@ доведены разъяснения Минфина России от 19.10.2007 №03-07-15/164 о сроках для представления в налоговый орган документов, предусмотренных для обоснования применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь. Сообщается, что установленный российско-белорусским Соглашением 90-дневньий срок для подтверждения нулевой ставки налога исчисляется в календарных днях, то есть аналогично действующей норме о 180 днях, предусмотренной пунктом 9 статьи 1б5 Кодекса, что не противоречит его статье 6.1.

Об упрощенной системе налогообложения (УСН)

Минфин России письмом от 03.10.2007 № 03-11-05/234 о применении в 2007 году коэффициента-дефлятора для определения предельного размера доходов налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 20 млн руб., то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.
Указанная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение УСН, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса.
Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 № 360 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения" на 2007 год" коэффициент-дефлятор на 2007 год определен в размере 1,241. При этом размер коэффициента-дефлятора на 2007 год установлен с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 год в размере 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2007 год в размере 1,096 x 1,132).
В связи с вышеизложенным в 2007 году величина предельного размера доходов по итогам 9 месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода организаций на УСН с 1 января 2008 года, равна 18 615 тыс. руб. (15 млн руб. x 1,241), величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на УСН по итогам отчетного (налогового) периода в 2007 г., равна 24 820 тыс. руб. (20 млн руб. x 1,241).

О налоге на имущество организаций

Минфин России письмом от 03.10.2007 № 03-05-06-01/108 сообщает о порядке определения налоговой базы при представлении налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2007 г. в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ (далее - Закон №216-ФЗ).
Пунктом 46 статьи 1 Закона № 216-ФЗ внесены изменения в пункт 4 статьи 376 Кодекса, согласно которым среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Предусмотренный пунктом 4 статьи 376 Кодекса новый порядок исчисления среднегодовой стоимости имущества установлен для определения налоговой базы за налоговый период.
Согласно статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 216-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования, за исключением отдельных его положений.
Положения пункта 46 статьи 1 Закона № 216-ФЗ вступают в силу с 1 января 2008 г. (опубликован в "Российской газете" 01.08.2007) и, следовательно, распространяются на следующий за 2007 г. налоговый период, т.е. на 2008 г. и последующие налоговые периоды.
В действующей до 1 января 2008 г. редакции пунктом 4 статьи 376 Кодекса предусматривается, что среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Исходя из данной нормы и ее взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 374 и пунктом 1 статьи 375 Кодекса следует, что при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период остаточная стоимость имущества на 1-е число следующего за налоговым периодом месяца должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату (т.е. на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом), в связи, с чем данный порядок и должен применяться при определении налоговой базы при представлении налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2007 г.

По водному налогу

ФНС России письмом от 16.11.2007 № СК-6-11/893@ доведены разъяснения Минфина России от 30.10.2007 №03-06-05-02/12.
Забор воды из бытовых колодцев и скважин из первого от поверхности водоносного горизонта не включен в перечень объектов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения водным налогом, предусмотренный пунктом 2 статьи 333.9 Кодекса.
Вместе с тем, статьей 333.8 Кодекса определены налогоплательщики водного налога, которыми признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 86 Водного кодекса Российской Федерации, действовавшего до 1 января 2007 года, использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществлялось гражданами и юридическими лицами при наличии лицензии на водопользование. При этом Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" и Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 № 383, установлено, что осуществление забора воды из бытовых колодцев и скважин из первого водоносного горизонта, не являющийся источником централизованного питьевого водоснабжения, лицензированию не подлежит.
Водным кодексом РФ, введенным в действие с 1 января 2007 года, водопользователи приобретают право на пользование водными объектами на основании договоров водопользования. При этом в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" водопользователи, осуществляющие пользование водными объектами на основании лицензий, выданных до введения Водного кодекса РФ, сохраняют права пользования водными объектами на основании лицензий до истечения их срока действия.
Учитывая изложенное, забор воды из бытовых колодцев скважин из первого от поверхности водоносного горизонта налогообложению водным налогом не подлежит, как до 1 января 2007 года, так и после этой даты.

По вопросу порядка заполнения и сроков представления налоговой декларации по акцизам

ФНС России письмом от 24.10.2007 № ШТ-6-03/824@ доводит разъяснения Минфина России от 07.08.2007 № 03-07-15/1/19 по вопросу порядка заполнения и сроков представления налоговой декларации по акцизам налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и осуществляющими деятельность как с прямогонным бензином, так и с другими подакцизными товарами.
Согласно пункту 5 статьи 204 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с Кодексом, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, за исключением налогоплательщиков, имеющих свидетельство о регистраций лица, совершающего операции с прямогонным бензином, (далее - свидетельство) и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операций с денатурированным этиловым спиртом. Данные налогоплательщики обязаны представлять декларацию не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, налогоплательщики, имеющие свидетельства, могут представлять налоговую декларацию в срок до 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным, при осуществлении ими операций как с прямогонным бензином, так и с другими подакцизными товарами.
Учитывая изложенное, налогоплательщик, имеющий свидетельство, может уплатить акциз по подакцизным товарам 25-го числа месяца, следующего за отчетным, а декларацию по акцизам представить 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным. В связи с этим, до даты фактического представления декларации у налогового органа оснований для начисления акциза в карточке расчетов с бюджетом данного налогоплательщика не имеется.
В то же время указанными нормами Кодекса не запрещается налогоплательщикам, имеющим свидетельство и осуществляющим операции как с прямогонным бензином, так и с другими подакцизными товарами, представлять в налоговый орган декларацию по акцизам одновременно с уплатой первой половины суммы акциза, то есть не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. В этом случае в декларации должен быть заполнен раздел 1.1 в отношении подакцизных нефтепродуктов, за исключением прямогонного бензина, и раздел 1.2 в отношении имеющихся данных по прямогонному бензину.
Аналогичный порядок заполнения и представления декларации может применяться налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, осуществляющими операции, как с денатурированным этиловым спиртом, так и с другими подакцизными товарами.

О начислении пеней на суммы авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

ФНС России письмом от 31.10.2007 №ШС-6-14/847@ доведены разъяснения Минфина России от 18.10.2007 № 03-02-07/2-168 по вопросу о начислении пеней на суммы авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" арбитражным судам даны разъяснения по вопросам о порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, возникающим в судебной практике в целях обеспечения единообразного подхода к их разрешению.
Вместе с тем представляется целесообразным отметить, что в письменных разъяснениях Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах выражается позиция Министерства по этим вопросам. Указанные разъяснения не содержат нормативных правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм.
Полагаем целесообразным рекомендовать налоговым органам при применении пункта З статьи 58 и статьи 75 Кодекса, а также положений Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" учитывать вышеуказанное разъяснение Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

О порядке выдачи документов физическим лицам, выходящим из гражданства России

ФНС России письмом от 06.11.2007 №СК-6-26/868@ сообщает следующее.
Порядок выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации, утвержден приказом МНС России от 12.03.2004 № БГ-3-23/192 (далее - Порядок).
В случае обращения в налоговый орган по последнему месту жительства на территории Российской Федерации физического лица с заявлением и приложением к нему копий документов, предусмотренных пунктом 1 Порядка, то указанный налоговый орган в десятидневный срок рассматривает представленные заявителем документы и самостоятельно принимает решение о выдаче справки об отсутствии задолженности по уплате налогов согласно тексту и правилам, установленным пунктами 2 и 3 Порядка.
При этом указанная справка, выдаваемая налоговым органом по последнему месту жительства физического лица на территории Российской Федерации, подписывается руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа и заверяется его гербовой печатью. Образец формы такой справки прилагается к настоящему письму.
Обращаем внимание, что справка об отсутствии задолженности по уплате налогов, выданная упомянутым налоговым органом физическому лицу, выходящему из гражданства Российской Федерации, по какой-либо другой форме, дипломатическими представительствами (консульскими учреждениями) Российской Федерации на территории иностранных государств не принимается.

О декларации по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД)

В связи с вступлением в силу с 1 января 2008 года Федерального закона от 17.05.2007 № 85-ФЗ, Минфин России приказом от 20.09.2007 № 83н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 января 2006 г. № 8н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения" внес изменения в форму налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2007 №10353).
В новой редакции изложено Приложение № 2 к порядку заполнения декларации "Коды видов предпринимательской деятельности и значения базовой доходности на единицу физического показателя".
При этом данные изменения применяются, начиная с представления налоговой декларации по ЕНВД за первый налоговый период (I квартал) 2008 года. Отчетность за IV квартал 2007 года сдается по старым формам.

О порядке возврата излишне уплаченного налога на доходы физических лиц

ФНС России письмом от 09.11.2007 №ВЕ-6-04/876@ разъясняет порядок возврата налоговыми органами налога на доходы физических лиц с 1 января 2008 года.
Пунктом 8 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, возврат суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата налога в соответствии с установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативами.
Учитывая изложенное, налогоплательщики, у которых по итогам налогового периода образовалась переплата налога или имеется сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, указывают в соответствующей строке раздела декларации по форме 3-НДФЛ, отражающего суммы налога, подлежащие доплате или возврату из бюджета, код административно-территориального образования, в бюджет которого произошла переплата налога или из бюджета которого такая сумма должна быть возвращена.

О порядке представления отчётности организаторами азартных игр

ФНС России от 09.11.2007 №ШТ-6-06/879@ по вопросу представления отчетности организаторами азартных игр сообщает следующее.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ (далее - Закон № 244-ФЗ) контроль за соблюдением организатором азартных игр установленных частями 1 и 2 названной статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В силу части 3 статьи 6 Закона №244-ФЗ организатор азартных игр обязан представлять сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. При этом состав и порядок представления таких сведений устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с указанной нормой Закона №244-ФЗ постановлением Правительства РФ от 23.08.2007 № 540 утверждены Правила представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (далее - Правила).
Согласно пунктам 10, 13 и 14 Правил организатор азартных игр представляет отчётность и документы, указанные в Правилах, в Федеральную налоговую службу.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, ФНС России вправе самостоятельно определять налоговый орган, в который осуществляется предоставление организаторами азартных игр отчетных документов.
Указанная позиция подтверждается письмом Минфина России от 23.10.2007 № 05-03-03/155.
Учитывая изложенное, организаторы азартных игр могут представлять отчетность, предусмотренную разделом IV Правил, в налоговые органы по месту постановки на налоговый учет.
Управление поручает территориальным налоговым органам незамедлительно проинформировать об изложенной позиции всех зарегистрированных организаторов азартных игр.

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 1 класса В.А. Гелета

Начать дискуссию