Об уплате земельного налога за земельные участки

С 1 января 2006г. на всей территории Российской Федерации вступила в силу гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

С 1 января 2006г. на всей территории Российской Федерации вступила в силу гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

Представительные органы муниципальных образований определяют в своих нормативных правовых актах элементы земельного налога, право на установление которых им предоставлено Кодексом. В частности, они устанавливают налоговые ставки по налогу в пределах, определенных гл. 31 Кодексом [в том числе дифференцированные ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельных участков], порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, в вышеуказанных актах представительные органы муниципальных образований предусматривают налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом представительные органы муниципальных образований могут не устанавливать отчетные периоды и одновременно могут предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по земельному налогу.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Таким образом, основанием для признания садоводческих и дачных товариществ, а также индивидуальных дачников и садоводов плательщиками земельного налога является обладание земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Вышеуказанные права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998г. в соответствии с Законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон № 122 —  ФЗ). Права, возникшие до 31 января 1998г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации и определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, подтверждающих права на землю.

Налоговая база по земельным участкам, предоставленным садоводческим и дачным товариществам, а также индивидуальным садоводам и дачникам, определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом и рассчитывается с учетом налоговых льгот.

Согласно ст. 391 Кодекса определенным категориям граждан (плательщикам земельного налога), предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на 10 000 руб. В частности, данная льгота касается Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидов с детства, инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий; ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на объединении «Маяк», на Семипалатинском полигоне; граждан, принимавших участие в испытаниях ядерного оружия и перенесших лучевую болезнь. Указанная льгота может быть предоставлена только членам товариществ (физическим лицам) после оформления права собственности на земельные участки и регистрации данных прав в соответствии с Законом № 122-ФЗ.

При этом, как отмечалось выше, органы муниципальных образований также имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования, в том числе размер не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами на всей территории Хабаровского края нормативными правовыми актами всеми муниципальными образованиями установлены первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Сумма земельного налога за налоговый период рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки соответствующей категории земельного участка.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства и с 01.01.2007г. в отношении земельных участков, предоставленных для дачного хозяйства в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Земельный налог и начисленные авансовые платежи по налогу в течение налогового периода подлежат уплате в местный бюджет по месту нахождения земельного участка в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления на уплату земельного налога, направленного налоговым органом.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, на сумму несвоевременно уплаченных платежей налогоплательщикам начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 Кодекса.

Организации, включая садоводческие и дачные товарищества, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей) самостоятельно и в соответствии со ст. 398 Кодекса представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, и налоговые расчеты по авансовым платежам в течение налогового периода за каждый отчетный период не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Организации, в том числе садоводческие и дачные товарищества, должны исполнять обязанность по уплате налогов в соответствии с нормами Кодекса.

Как следует из п. 3 ст. 45 Кодекса, находящегося в системной связи с п. 4 ст. 58 Кодекса, а также банковским законодательством Российской Федерации, налогоплательщики или налоговые агенты, являющиеся организациями, уплату налогов обязаны производить в безналичном порядке. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

По смыслу п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 44 и п. 1 ст. 45 Кодекса исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога осуществляется за счет его собственных денежных средств.

В соответствии с Положением Банка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» наличные денежные средства в уплату налоговых платежей принимаются кредитными организациями только от физических лиц.

Совместным Письмом Банка России и МНС России от 12.11.2002 № 151-Т/ФС-18-10/2 «Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов» предусмотрено, что налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета.

Учитывая вышеизложенное, законодательство не предусматривает права юридического лица, в том числе некоммерческой организации, производить уплату налогов и сборов наличными денежными средствами.

Отдел ресурсных, имущественных и прочих налогов
УФНС России по Хабаровскому краю

Начать дискуссию