В настоящее время проблемной сферой работы налоговых органов является работа с так называемыми фирмами - однодневками. Основное количество указанной категории организаций, ее наиболее криминализированную часть составляют организации, не представляющие отчетность в налоговые органы или представляющие "нулевые балансы".
Налоговыми органами региона на постоянной основе проводится работа по выявлению фиктивных организаций и по формированию их перечня, их учредителей, руководителей, доказательств использования реальными налогоплательщиками фиктивных фирм для применения схем ухода от налогообложения по следующим критериям (минимальный размер уставного капитала; государственная регистрация осуществляется по недействительным паспортам либо на граждан, не имеющих реального отношения к организации, предоставивших паспорта за вознаграждение; учредителем является, как правило, одно физическое лицо; государственная регистрация осуществляется по несуществующему адресу (месту нахождения) юридического лица, либо по адресу массовой регистрации; постоянно действующий исполнительный орган отсутствует по месту нахождения (месту государственной регистрации) юридического лица; не представляет отчетность в налоговые органы либо представляет отчетность с нулевыми или незначительными показателями, отсутствуют признаки ведения финансово-хозяйственной деятельности; нет ликвидного имущества, в том числе основных средств и ресурсов, необходимых для ведения того или иного вида деятельности; в штатном расписании предусмотрены только должности административного звена, производственный персонал, который необходим для выполнения определенного вида работ, услуг вообще отсутствует; привлечение агентов, комиссионеров и других посредников, использование при расчетах векселей, счетов третьих лиц, уступок права требования долга и т.д.).
Также в распоряжении налоговиков имена «клиентов» данных фиктивных фирм и суммы, перечисленные ими через расчетные счета этих фиктивных фирм. Пополнение данных проводится на постоянной основе в ходе проводимых проверок, а также, на стадии регистрации, а затем в процессе анализа показателей отчетности и учетных данных всех налогоплательщиков региона.
Налогоплательщик должен понимать разницу между выбором оптимальной формы налогообложения и уклонением от уплаты налогов. В первом случае объекта налогообложения не возникает, а во втором - предпринимаются действия по сокрытию объекта.
Налоговая обязанность и налоговая ответственность согласно НК РФ и ст. 57 Конституции РФ носят сугубо персональный характер.
Поэтому соучастие в налоговом правонарушении должно и будет иметь негативные для налогоплательщика последствия.
Во избежание негативных последствий налоговых проверок, а также для безопасности собственного бизнеса рекомендуем при выборе контрагентов проверять их благонадежность, а именно: соответствие данных о руководителях организаций, местонахождении организаций с данными, заявленными в регистрационных документах ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), ЕГРИП ((Единый государственный реестр индивидульных предпринимателей), ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков).
Проверить данные об учредителях и руководителях организаций, а также о юридическом адресе можно направив запрос в соответствующие налоговые инспекции. Сведения об адресах массовой регистрации можно посмотреть на сайте ФНС России.
Список адресов массовой регистрации по Омской области
Список организаций - «фирмы-однодневки» участники схем
Список физических лиц - руководителей участвовавших в схемах минимизации налогов
Л.В. Шевченко,
начальник отдела контрольной работы
УФНС России по Омской области
Начать дискуссию