Банкротство предприятий: неизбежность или необходимость

По состоянию на 1 декабря 2007 года на территории Амурской области в процедурах несостоятельности (банкротства) находится 207 предприятий и организаций всех форм собственности с общей сумой задолженности по налогам и сборам более 936 миллионов рублей.

По состоянию на  1 декабря 2007 года на территории Амурской области в процедурах несостоятельности (банкротства) находится 207 предприятий и организаций всех форм собственности с общей сумой задолженности по налогам и сборам более 936 миллионов рублей.
В зоне риска – финансово-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных производителей и предприятий ЖКХ. Значительная доля производства области приходится на сельское хозяйство. Как правило, руководители предприятий – недоимщиков объясняют неудовлетворительные расчеты с бюджетом объективными причинами экономического характера (постоянные неурожаи, стихийные бедствия, высокие цены на ГСМ и отсутствие собственных оборотных средств). Однако часто за этими якобы объективными причинами скрывается просто нежелание платить налоги или неэффективное управление производством. Многие сельхозпроизводители за последние три года более двух раз прошли через процедуру банкротства. А юридические лица, созданные на производственной базе признанных банкротами сельскохозяйственных предприятий, примерно через год вновь становятся неплатежеспособными.
Постоянные неплатежи населения и бюджетных организаций приводят к банкротству многих предприятий ЖКХ. В среднем 40-50 таких предприятий в год признаются банкротами, некоторые  - по два и даже три раза. 
Очевидно, что от недопоступлений налогов от предприятий банкротов прежде всего страдает государство, которое вынуждено задерживать заработные платы работникам бюджетной сферы (врачам, учителям, военнослужащим и другой категории, которым, собственно, и предназначены эти деньги), снижать размеры финансирования тех или иных государственных и муниципальных программ, что негативно влияет на происходящие в обществе социально – экономические процессы.
После передачи функций уполномоченного органа Федеральной налоговой службе ситуация в сфере несостоятельности (банкротства) на территории Амурской области значительно улучшилась: уменьшилось количество неплатежеспособных предприятий и возросли поступления в бюджеты всех уровней от реализации процедур банкротства.
 Так, если в 2004 году было прекращено только 9 дел о несостоятельности (банкротстве) налогоплательщиков в связи с погашением задолженности перед кредиторами и в результате в бюджеты всех уровней поступило около 12 млн. рублей, то за 11 месяцев 2007 году прекращено 33 дела и в бюджеты всех уровней поступило более 233 млн. рублей. Также предприятиями уплачено текущих налоговых платежей, возникших в ходе процедур банкротства, и погашены требования уполномоченного органа по налогам и сборам в сумме более 460 млн. рублей.
В настоящее время основным направлением при осуществлении процедур банкротства на территории Амурской области является создание на основе неплатежеспособных предприятий новых юридических лиц, которые могут начать свою производственную и хозяйственную деятельность с чистого листа, без многомиллионных долгов по налогам и сборам, а также прочей кредиторской задолженности. За три последних года было завершено конкурсное производство и, соответственно, ликвидация в отношении 204 налогоплательщиков. Однако на производственной базе данных предприятий образовано 204 новых юридических лица, пополняющих своими платежами бюджеты всех уровней, на которых трудоустроено более 12,5 тыс. человек. То есть от банкротства фирм государство не только не потеряло, но и приобрело новых законопослушных налогоплательщиков.
Сегодня в критическом положении находятся десятки крупных предприятий области, обеспечивающих значительные поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Учитывая положительный опыт оздоровления и вывода из кризиса предприятий Амурской области, в том числе и находившихся в процессе банкротства, обращаем внимание руководителей организаций, что подача налоговым органом заявления в Арбитражный суд о возбуждении банкротства не означает, что предприятие должно прекратить свое существование. Именно введение процедур банкротства, таких как наблюдение или внешнее управление, позволяют на законных основаниях отсрочить уплату накопившихся долгов и дать возможность в льготном режиме рассчитаться по долгам в бюджет. Ведь в делах о банкротстве у государства, а, следовательно, у налоговой службы, как защитника государственных интересов, основная задача – это получить финансово здорового налогоплательщика, и лишь потом погасить накопленную задолженность.
Применение процедуры банкротства является последним сигналом для учредителей организаций о необходимости смены его руководства на более грамотное и добросовестное. Но дожидаться этого не стоит, так как не все предприятия в итоге удается спасти. Каждый добросовестный руководитель должен взять себе за правило: уплачивать налоги в полном объеме и в срок. Только такой подход позволит избежать «гибели» Вашего предприятия.

 Пресс-служба УФНС России по Амурской области.

Начать дискуссию