В 2006 году в целях не допущения ведомственных нарушений, совершенствования административных процедур по рассмотрению налоговых споров было принято решение о структурном выделении в системе налоговых органов специальных подразделений, в компетенцию которых входит исключительно внутриведомственное досудебное разбирательство, – подразделений налогового аудита. Им была передана часть функций, осуществлявшихся ранее юридическими отделами и отделами контрольной работы.
2007 год – первой год, в течение которого досудебное урегулирование в течение всего года осуществлялось только данной структурой. В частности, на стадии такого урегулирования рассматриваются споры, связанные с применением законодательства о налогах и сборах, с привлечением налоговыми органами должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к административной ответственности, с применением законодательства о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Анализ показывает, что налогоплательщики и иные лица все чаще обращаются в вышестоящий налоговый орган, чтобы урегулировать свои разногласия с инспекциями. Так, например, в рамках реализации положений Налогового кодекса и иных актов законодательства о налогах налогоплательщики представили в 2007 году в налоговые органы свои возражения в отношении 284 актов налогового контроля. Сумма, с которой они выразили свое несогласие, составила 202 226 тыс. руб. Все возражения были рассмотрены и в 124 случаях плательщики полностью или частично подтвердили свои доводы.
В Управление ФНС России по Курганской области по всем видам споров налогоплательщиками было подано 200 жалоб, 183 жалобы рассмотрены на общую сумму 169 375 тыс. руб. Из них удовлетворено 86 жалоб на общую сумму 65 655 тыс. руб.
Такой анализ показывает, что, несмотря на рассмотрение споров в рамках того же административного органа, налогоплательщик или иное заинтересованное лицо при наличии достаточных доказательств может разрешить свои вопросы, не затрачивая время и средства на обращение в судебные инстанции.
Между тем, некоторые жалобы так и остаются не рассмотренными в силу ошибок и нарушений, допускаемых заявителями при обращении в налоговый орган. Основными причинами остаются подписание жалоб (обращений) неуполномоченными лицами и пропуск срока их представления. Напомним, что от имени юридического лица в силу положений Гражданского кодекса РФ и Налогового кодекса РФ вправе действовать без доверенности руководитель либо иное лицо, уполномоченное на то учредительными документами. Также юридическое лицо может иметь представителя, полномочия которого должны быть подтверждены доверенностью – ее оригиналом или заверенной надлежащим образом копией.
Такие же правила действующее законодательство предусмотрело в отношении физических лиц и индивидуальных предпринимателей: они либо представляют себя сами, либо имеют представителя, при этом доверенность, выданная от их имени, подлежит нотариальному заверению.
Теперь перейдем к срокам, в течение которых лицо может обратиться с жалобой.
В отношении постановлений о назначении административного наказания это 10 дней с даты получения такого постановления.
В решениях, вынесенных налоговыми органами по результатам налоговых проверок (о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности), всегда указан порядок и сроки их обжалования:
- апелляционная жалоба на не вступившее в силу решение подается в течение 10 рабочих дней со дня его получения через инспекцию, которой вынесено это решение. Такой порядок подачи связан с тем, что подача апелляционной жалобы фактически препятствует проведению взыскания по такому решению до рассмотрения апелляционной жалобы;
- жалоба на вступившее в силу решение может быть подана в течение одного года после его принятия.
Все иные документы, принимаемые налоговым органом в рамках налогового контроля, которые могут затронуть права и законные интересы налогоплательщиков и иных лиц, а также действия (бездействие) должностных лиц, могут быть обжалованы в течение трех месяцев с момента, когда лицо получило такие документы или узнало о таких действиях (бездействии).
Кроме того, жалобы зачастую не содержат конкретных требований заявителя, т. е. последствий, которых бы хотел достичь заявитель в результате рассмотрения жалобы.
Все подобные полномочия налоговых органов четко описаны Налоговым кодексом РФ (ст. 140), Кодексом об административных правонарушениях РФ (ст. 30.7), Законом «О налоговых органах РФ» (ст. 9):
- решение инспекции или иной документ могут быть отменены полностью или в части, либо изменены;
- постановление о назначении административного наказания может быть отменено или изменено;
- если жалоба подается на действие или бездействие (например, отказ в осуществлении возврата налога) инспекцию могут обязать совершить такое действие или устранить последствие определенных действий.
Кроме того, лицо, которое обращается с жалобой, вправе приложить к ней любые документы, подтверждающие свои доводы, т. к. в рамках досудебного урегулирования обязанность доказывания лежит фактически на заявителе, поэтому от того, насколько документально будет подтверждена жалоба, зависит результат ее рассмотрения.
Анна Запорожец,
начальник отдела налогового аудита
УФНС России по Курганской области
Начать дискуссию