Суд фактически отменил взимание любой платы за загрязнение окружающей природной среды.

Верховный СУД РФ отметил, что плата за загрязнение окружающей природной среды относится к федеральным налогам и, следовательно, может быть установлена только федеральным законом. А поскольку такая плата федеральным законом до настоящего времени не установлена, то нет и оснований для удовлетворения требований о производстве платежей за любое загрязнение.

Верховный Суд России, признав своим решением от 28 марта 2002 года недействительным постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. - 632, фактически отменил взимание любой платы за загрязнение окружающей природной среды

юрист Лусников
http://www.lusnikov.com/

Верховный СУД РФ отметил, что плата за загрязнение окружающей природной среды относится к федеральным налогам и, следовательно, может быть установлена только федеральным законом.
А поскольку такая плата федеральным законом до настоящего времени не установлена, то нет и оснований для удовлетворения требований о производстве платежей за любое загрязнение.

Ниже приводится полный текст названного решения Верховного Суда РФ.


ГКПИ 2002 -178

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
28 марта 2002 г.
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Хоркиной В.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО 'Кольская Горно-Металлургическая Компания' о признании незаконным (недействительным) постановления
Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. - 632 'Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия>, в редакции от 14 июня 2001 г. - 463,

установил:

28 августа 1992 г. принято постановление Правительства Российской Федерации - 632 (в редакции от 27 декабря 1994 г. - 1428, от 14 июня 2001 г. - 463) 'Об утверждении Порядка
определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия' (далее - Постановление).

ОАО 'Кольская Горно-Металлургическая Компания' обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным указанного Постановления Правительства Российской Федерации, ссылаясь на то, что оно не соответствует действующему
законодательству, поскольку неправомерно устанавливает налоговый платеж.

В судебном заседании представители ОАО 'Кольская Горно-Металлургическая Компания' Пепеляев С.Г., Щекин Д.М. и Сасов К.А. поддержали заявленные требования и просили суд признать оспариваемое Постановление незаконным в полном обЪеме.

Представители Правительства Российской Федерации Фирсова Н.Г., Шаронова Е.А. и Любомирская Л.В. требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении за
необоснованностью.

Заслушав обЪяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей удовлетворить требования заявителя. Верховный Суд Российской
Федерации находит, что заявление ОАО 'Кольская Горно-Металлургическая Компания' подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В настоящее время система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и сохраняющими юридическую силу положениями Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. - 2118-1 'Об основах налоговой системы в Российской Федерации'.

В силу пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются данным Кодексом. Ни на кого не может быть
возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов или сборов, не
предусмотренные этим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено данным Кодексом.

Из содержания статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, может считаться законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся:
обЪект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

При рассмотрении дела судом установлено, что плата за загрязнение окружающей природной среды по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в статье 8
Налогового кодекса Российской Федерации (обязательна, индивидуально безвозмездна, представляет собой отчуждение денежных средств плательщика для финансирования государства).

То обстоятельство, что плата за загрязнение окружающей природной среды относится к федеральным налогам, представители Правительства Российской Федерации признали в письменном отзыве на иск (заявление), а также в обЪяснениях в судебном заседании.

Кроме того, это подтверждается Приложением 2 к Федеральному закону 'О бюджетной классификации Российской Федерации', где плата за загрязнение окружающей природной среды содержится в разделе налоговых доходов бюджета и имеет код 1050600, что соответствует подгруппе платежей за пользование природными ресурсами группы налоговых доходов, а также Приложением 2 к Федеральному закону Российской Федерации 'О федеральном
бюджете на 2002 год', в котором плата за загрязнение окружающей природной среды включена в перечень федеральных налогов и сборов.

Между тем в нарушение статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации все существенные элементы указанного налогового платежа установлены не федеральным налогом, а
постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

Так, пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), утвержденного оспариваемым Постановлением, установлены плательщики налога - предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории России, связанные с природопользованием.

В названном пункте Порядка установлен также обЪект налогообложения, к которому отнесены виды вредного воздействия на окружающую природную среду.

Пунктом 3 Порядка установлена налоговая база, представляющая собой количество загрязняющих веществ, поступающих в природную среду (обЪемы выбросов, сбросов, размещения отходов).

Пунктами 3-5 Порядка и абзацем вторым пункта 2 Постановления установлен порядок исчисления налогового платежа и, кроме того, предоставлено право вносить в него уточнения федеральным органам исполнительной власти. Между тем согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогообложения могут издаваться лишь в случаях, предусмотренных законом, и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Правительство Российской Федерации также незаконно отнесло к компетенции федеральных органов исполнительной власти вопросы определения налогового периода, налоговых ставок, порядка и срока уплаты налога, а также налоговых льгот (пункты 2-6 Постановления,
пункты 6-9 Порядка).

С учетом вышеизложенного оспариваемые Постановление и Порядок, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (статья 6) и нарушающие права заявителя (возлагают
обязанность по уплате налога, не установленного федеральным законом), должны быть признаны незаконными (недействительными).

С доводами представителей Правительства Российской Федерации о том, что оспариваемое Постановление соответствует действующему налоговому законодательству, поскольку в силу статьи 7 Федерального закона от 13 июля 1998 г. 'О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации' нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут
регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до принятия соответствующих федеральных законов, суд согласиться не может.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении - 16-П от 11 ноября 1997 г. 'По делу о проверке конституционности статьи 11.1
Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года 'О государственной границе Российской Федерации', отнесение к ведению Правительства Российской Федерации установления
существенных элементов налогового обязательства не соответствует закрепленному действующим законодательством разграничению полномочий между органами законодательной и исполнительной власти.

В силу статьи 79 Федерального конституционного закона 'О Конституционном Суде Российской Федерации указанное постановление является окончательным, не подлежит обжалованию,
вступило в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

Принимая во внимание, что оспариваемое Постановление и Порядок содержат правовые положения аналогичные тем, которые были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской
Федерации от 11 ноября 1997 г. - 16-П, суд не вправе признать их законными даже при наличии статьи 7 Федерального закона от 13 июля 1998 г. 'О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации'.

Суд считает необходимым также отметить, что оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации в настоящее время противоречит и Федеральному закону от 10 января 2002 г. 'Об охране окружающей среды'.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

Приведенное положение Федерального закона является дополнительным подтверждением вывода суда о том, что плата за загрязнение окружающей среды может быть установлена только
федеральным законом, а не актом Правительства Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 191-197, 231, 232, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление ОАО 'Кольская Горно-Металлургическая Компания' - удовлетворить.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. - 632 'Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия', в редакции
от 14 июня 2001 г. - 463, признать незаконным (недействительным).

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Зайцев В.Ю.

КОПИЯ ВЕРНА: Секретарь
В.В. Хоркина

Комментарии

3
  • Хранитель_врат
    это хорошо,что до того как будет принят фз предприятия могут возвратить опред,суммы или зачесть их.хорошо бы узнать т.зрения нал.органов.
  • Хранитель_врат
    хотелось бы еще узнать результаты кассационного рассмотрения данного дела, состоявшееся 04 июня 2002 г. кас2002-233

    дмитрий терентьев (lawer_d@inbox.ru)
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

4
Обзоры новостей

Лишение льгот за дорогую аренду жилья, проблемы Прилучного, налог на парковки в обзоре

Финансовые события дня.

Готовим сани летом. На что решиться в 2025 году: остаться на УСН, выбрать ставку 5%, 20% или переходить на ОСНО? 🛷 «Ночной бухгалтер» № 1726

Сделали сравнительную таблицу для упрощенцев, которым уже сейчас приходится думать, как быть с системой налогообложения в следующем году. Глобальных изменений в поправках НК уже не ожидается, а значит нужно задуматься о будущей работе и рентабельности бизнеса.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 19 июля воспользоваться картой Union Pay от РСХБ заграницей будет нельзя

Россельхозбанк с 19 июля приостановит расчеты по картам UnionPay за границей. Клиентам предложили снять деньги с карт.

Лицензирование

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц

При слиянии юридических лиц можно продолжать осуществлять лицензируемую деятельность, но при этом лицензию нужно переоформить.

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц
Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Командированные за границу для строительства АС все равно будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Мошенники обманывают сотрудников таможни

Фейковый «Иван Иванович» пытается заполучить персональные данные должностных лиц Таможенной службы (ФТС).

Регистрация ООО

По какой причине в ЕГРЮЛ может не быть адреса юрлица

Для целей госрегистрации юрлиц используется адрес из Государственного адресного реестра (ГАР) в структуре муниципального деления.

Налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой отсутствуют обычные выездные и камеральные налоговые проверки. Рассказываем, что такое налоговый мониторинг, как стать его участником, как его проводят налоговики.

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году
1
Маркетинг

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Приветствуем вас, уважаемые предприниматели, руководители, маркетологи! Сегодня у нас особенный обзор, который представит топ незаменимых онлайн помощников, готовых поддержать вас на пути к успеху в вашем бизнесе.

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает
Самозанятые

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Карьера бухгалтера

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей

Что должен уметь аналитик 1С, чтобы рассчитывать на высокий доход? Мы проанализировали вакансии и выделили требования, которые работодатели чаще всего предъявляют к кандидатам на должность. Разбираемся, какие скилы нужно подтянуть, чтобы получить заветное место.

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей
Маркетинг

Торговым сетям запретят взимать вознаграждение с поставщиков яиц

Куриные яйца могут приравнять к социально значимым продовольственным товарам.

Заявление на открытие компании должно быть подписано одним из трех способов

Подпись заявителя на заявлении при госрегистрации юрлица при его создании должна быть засвидетельствована.

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Цифровой рубль

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Интересные материалы

Банковские карты

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.