Несмотря на целый ряд поправок и уточнений, внесенных в Налоговый кодекс РФ, в нем сохранилось немало противоречивых, неясно изложенных или вообще неотраженных вопросов, отмечает в предисловии к сборнику Наталья Орлова. Все это затрудняет применение этого документа налогоплательщиками, налоговыми органами и арбитражными судами РФ.
В последнее время арбитражные суды все чаще применяют на практике положения п. 7 ст. 3 НК РФ: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного суда РФ разъяснил: при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.
Приведенные в качестве приложения к сборнику постановления арбитражных судов свидетельствуют, что применение этого положения НК РФ, разъясненного Пленумом ВАС РФ, прочно вошло в практику.
Одним из ключевых понятий в законодательстве о налогах и сборах является налоговый контроль. Такой контроль - необходимое условие функционирования любой налоговой системы. В то же время при отсутствии законодательно установленной регламентации его процедуры и форм трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы и полноценно защищать свои права в налоговых спорах.
Основной формой налогового контроля является налоговая проверка.
Значительная доля противоречий в Налоговом кодексе приходится на статьи, регулирующие порядок проведения и оформления ее результатов. В связи с этим источником для получения налогоплательщиками информации по применению Налогового кодекса РФ могут служить комментарии к нему. Однако некоторые из уже появившихся в продаже комментариев, считает Орлова, не затрагивают вопросов, возникающих у практикующих бухгалтеров, аудиторов и руководителей организаций.
Предлагаемое читателю издание ориентировано прежде всего на практиков. Решение рассматриваемых вопросов необходимо для единого понимания и применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, налоговыми и иными контролирующими государственными органами, а также арбитражными судами РФ. Приведенные в издании постановления ВАС РФ, других арбитражных судов РФ показывают, что по многим спорным вопросам арбитражными судами сформирован единый подход к толкованию и применению норм права.
Обжалование результатов налоговой проверки
В случае несогласия с результатами налоговой проверки по существу налогоплательщик вправе обжаловать решение в вышестоящем налоговом органе или в Арбитражном суде.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня получения налогоплательщиком решения (ст. 139 НК РФ).
Если же организация по уважительной причине пропустила срок подачи жалобы, то этот срок может быть восстановлен по заявлению лица, подающего жалобу.
Вышестоящим налоговым органом, например, для московских инспекций, является Управление МНС по г. Москве. Если организация обратится сразу в МНС РФ, то жалоба может быть возвращена заявителю в связи с неподведомственностью.
Целью подачи жалобы является отмена или изменение решения налоговой инспекции, а не получение налогоплательщиком разъяснений по интересующему его вопросу. Поэтому жалоба не может быть подана анонимно. В ней указывается название организации, ее адрес, ИНН. Жалоба подписывается руководителем или иным лицом по доверенности.
Форма жалобы не установлена законодательством о налогах и сборах. Не забудьте приложить к жалобе как само решение налоговых органов, так и документы, обосновывающие позицию организации.
Как правило, для рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган запрашивает материалы проверки у налоговой инспекции. В том случае, если этого недостаточно для принятия решения, то и налогоплательщик, и налоговая инспекция могут быть вызваны для рассмотрения материалов в их присутствии. При этом налоговые органы сразу предупреждают о том, что не собираются рассматривать спор между инспекцией и налогоплательщиком, а лишь хотят задать ряд интересующих их вопросов. Процедура участия налогоплательщика в рассмотрении его жалобы в НК РФ не прописана, поэтому можно дать лишь общие рекомендации. При ответе на вопросы старайтесь цитировать законы и документы, которые вы представили в обоснование своей позиции.
Следует обратить внимание читателей на регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке (утв. приказом МНС РФ от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14-/290)1 (далее - регламент).
В регламенте указано, что жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:
а) пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со ст. 139 НК РФ;
б) отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
в) подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. 26, 27, 28 и 29 НК РФ);
г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
д) получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.
Заявителю должно быть сообщено о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее получения.
Отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.
К жалобе могут быть приложены следующие документы:
- акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (например, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности);
- акт налоговой проверки;
- первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
- иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.
Все поступающие в соответствующие налоговые органы жалобы направляются в юридические (правовые) подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений.
Жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение. В запросе может содержаться указание на необходимость представления копий документов, необходимых для рассмотрения жалобы.
Срок для представления заключения не может превышать пяти рабочих дней с даты получения жалобы на заключение. Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.
К запросу могут быть приложены копии следующих документов:
- жалоба;
- акт ненормативного характера, на который подана жалоба;
- акт налоговой проверки;
- иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для подготовки заключения.
В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков юридические (правовые) подразделения запрашивают мнение соответствующих методологических подразделений. Запросы направляются с приложением необходимых документов (при их наличии). Заключения методологических подразделений представляются в юридические (правовые) подразделения в пятидневный срок.
Юридическое (правовое) подразделение готовит рассмотрение жалобы на комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков. Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков возглавляется руководителем или заместителем руководителя налогового органа, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением.
Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков включает руководство юридического (правового) подразделения, специалистов, принимающих непосредственное участие в подготовке рассмотрения жалобы, и иных специалистов юридических (правовых) подразделений, обладающих знаниями по вопросу рассматриваемой жалобы.
При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, комиссия рассматривает жалобы налогоплательщиков в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.
О времени и месте рассмотрения указанные лица извещаются заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то жалоба рассматривается в его отсутствие.
В случае, если налогоплательщик не может присутствовать при рассмотрении жалобы и обращается с просьбой перенести рассмотрение жалобы, налоговый орган рассматривает возможность такого переноса с учетом сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, в комиссию по рассмотрению жалоб налогоплательщиков приглашаются представители методологических подразделений. При тех же основаниях могут приглашаться представители нижестоящих налоговых органов.
В заседании комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков составляется протокол. В протоколе заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков указываются:
1) год, месяц, число и место заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков;
2) наименование налогового органа (должностного лица), рассматривающего жалобу налогоплательщика;
3) основания жалобы налогоплательщика, ее реквизиты;
4) сведения о явке лиц, участвующих в заседании комиссии;
5) мнение каждого члена комиссии.
Протокол заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков подписывается всеми лицами, участвующими в заседании, не позднее следующего после заседания дня.
По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа (заместителем руководителя, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением) принимается решение.
Согласно регламенту жалобы налогоплательщиков рассматриваются с учетом судебно-арбитражной практики по рассматриваемым вопросам. Можно рекомендовать налогоплательщику приложить к жалобе известную ему положительную практику арбитражных судов.
В соответствии со ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе принять одно из следующих решений:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнение обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Так, согласно ст. 141 НК РФ, если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.
Практика рассмотрения жалоб налогоплательщиков показывает, что в большинстве случаев жалобы или остаются без удовлетворения, или в отношении организации проводится дополнительная проверка.
Решение принимается налоговыми органами в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Решение также направляется в территориальную налоговую инспекцию.
Если решение будет отрицательным для налогоплательщика, то налоговые органы не преминут воспользоваться им в суде.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (ст. 138 НК РФ).
Начать дискуссию