Трудовые отношения

Безопасность условий труда по-новому

Аттестация рабочих мест обязательна для всех без исключения организаций. Какими законодательными актами и нормативными документами регулируется ее проведение? В какие периоды она производится? Можно ли ее провести самостоятельно? Кто входит в состав аттестационной комиссии и каковы ее полномочия? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в приведенной статье.

Аттестация рабочих мест обязательна для всех без исключения организаций. Какими законодательными актами и нормативными документами регулируется ее проведение? В какие периоды она производится? Можно ли ее провести самостоятельно? Кто входит в состав аттестационной комиссии и каковы ее полномочия? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в приведенной статье.

Новые требования

С 1 сентября 2008 года в действие вступает Приказ Минздравсоцразвития от 31 августа 2007 г. № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Принятие данного документа обусловлено тем, что ранее действовавшее Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития от 14 марта 1997 г. № 12, было разработано на основании Кодекса законов о труде. С появлением Трудового Кодекса возникла необходимость приведения других нормативных актов в соответствие с новым трудовым законодательством.
Так, новым Порядком проведения аттестации рабочих мест не предусматривается отмена старого Положения. Поэтому применение норм, действовавших до вступления в силу Приказа, возможно в части, ему не противоречащей.
Нельзя сказать, что содержание нового акта станет откровением для работодателей, но некоторые дополнения к старым правилам все же есть.
Прежде всего, был расширен круг лиц, на которых распространяется данный документ. Кроме организаций, были добавлены и работодатели – физические лица, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Проще говоря – аттестацию рабочих мест должны проводить организации независимо от правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели.
Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются:
Трудовой кодекс;
– нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;
– системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.
Трудовой кодекс определяет аттестацию рабочих мест по условиям труда как оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК). Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Из этого проистекает обязанность руководства компаний по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 ТК).
Сохранилось положение о возможности привлечения для аттестации сторонних организаций. Проводить работу они должны в соответствии с утвержденным приказом. Организация может аттестоваться и своими силами, но только в том случае, если у нее существует собственная лаборатория, аккредитованная должным образом. В противном случае придется воспользоваться услугами стороннего исследовательского центра на договорной основе (письмо ФСС от 20 марта 2003 г. № 02-18/07-1725). Объясняется это необходимостью проведения в процессе аттестации точных расчетов и измерений, что можно доверить только обладающим необходимыми измерительными приборами организациям.
Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места не реже одного раза в пять лет.
Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места:
– после замены производственного оборудования;
– после изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.;
– при выявлении нарушений установленного Порядка, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

Регламент исследования

Все внутренние мероприятия организации оформляются приказом руководителя. Создание аттестационной комиссии не является исключением. Именно директор определяет ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждает председателя, а также определяет сроки и график проведения работ по аттестации.
В состав комиссии должны входить представители компании, в которой проводится аттестация рабочих мест, и аттестующей организации на паритетной основе, то есть в равном количестве.
Из работников организации в состав комиссии рекомендуется включать:
– руководителей структурных подразделений организации (начальник отдела, участка, цеха);
– юристов;
– специалистов служб охраны труда;
– главных специалистов (главный инженер, главный механик, главный технолог и др.);
– специалистов по труду и заработной плате;
– представителей лабораторных подразделений;
– специалистов по кадрам;
– медицинских работников.
В основном перед аттестационными комиссиями ставятся задачи, аналогичные закрепленным в старом Положении. Но есть и дополнения. Теперь они должны после окончания аттестации указать источники финансирования мероприятий, требующих значительных материальных затрат, сроки их проведения, исполнителей и устраняемые вредные факторы по конкретным рабочим местам.
Для оценки опасных производственных факторов на рабочих местах с одинаковыми условиями труда можно аттестовать 20 процентов таких мест, но не менее двух. Естественно, что показатели, установленные для одного такого места из числа ат-тестованных, соответствуют всем остальным. Все рабочие места, которые под критерии аналогичности не подпадают, должны быть аттестованы отдельно.

Гигиеническая оценка

Прежде всего рабочие места проверяются по гигиеническим критериям. Они показывают, насколько условия труда отличаются от действующих гигиенических нормативов. В зависимости от степени со-ответствия условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
При проверке гигиенических условий фирмам следует опираться на Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса № Р 2.2.2006-05, утвержденное Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.
Во время проведения аттестации надо выявить все имеющиеся на рабочем месте вредные факторы (физические, химические и биологические), рассчитать тяжесть и напряженность трудового процесса, при этом используются средства измерений, прошедшие государственную проверку в установленные сроки.
В случаях проведения работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т. д.) измерения и оценки условий труда не проводятся.
Также измерения и оценка условий труда не проводятся, если возникает реальная угроза безопасности основной работы или работы специалистов, производящих замеры.
Результаты измерения и оценки гигиенических критериев оформляются протоколами.

Минимизация рисков

Кроме оценки гигиенических условий, представители комиссии проверят рабочие места на соответствие их требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников.
Здесь оцениваются производственное оборудование, приспособления и инструменты, наличие средств обучения и инструктажа. Все это должно соответствовать нормативным правовым актам, содержащим требования охраны труда.
В частности, к требованиям травмобезопасности относятся защита от механических воздействий, от воздействия электрического тока, от воздействия повышенных или пониженных температур, от воздействия активных химических и ядовитых веществ.
Перед оценкой лучше заранее проверить наличие эксплуатационных документов на производственное оборудование (паспортов, инструкций по эксплуатации и т. п.) и документов (удостоверений, свидетельств), подтверждающих прохождение необходимого обучения работниками, инструкций по безопасности и по охране труда. Потому что они должны присутствовать в обязательном порядке.
К некоторым видам рабочих мест предъявляются специальные требования. Например, к устройству противоскользящих покрытий пола, к облицовке стен, укреплению сводов в шахтах, устройству и расположению аварийных выходов в тепловых пунктах и т. п. Обычно данные правила включаются в комплекс требований безопасности к производственному оборудованию.
При оценке травмобезопасности пробные пуски и остановки производственного оборудования проводятся лицами, ответственными за его эксплуатацию.
Оценка условий труда по фактору травмобезопасности проводится по трем уровням:
1 – оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда);
2 – допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда, но, производится ремонт оборудования или замечены повреждения и неисправности средств защиты, не снижающие их функций);
3 – опасный (на рабочем месте выявлено одно и более нарушений требований охраны труда).
Результаты подобной оценки также оформляются протоколом.
В этом документе приводятся краткие выводы, которые констатируют полное соответствие рабочего места требованиям охраны труда, либо указывается, каким пунктам нормативных правовых актов по охране труда оцениваемое рабочее место не соответствует.
На рабочих местах, где отсутствуют объекты оценки травмобезопасности рабочих мест, протокол не составляется.

Средства индивидуальной защиты

В зависимости от условий труда возникает необходимость в предоставлении отдельным категориям работников специальной одежды, обуви, смывающих и обезвреживающих средств. Подобные средства должны соответствовать нормам и правилам обеспечения СИЗ (наличие заполненной в установленном порядке личной карточки учета) и быть сертифицированы.
Аттестационная комиссия проверяет, насколько эти средства соотносятся с условиями труда на рабочем месте. Если СИЗ включены в Номенклатуру продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, наличие сертификата соответствия обязательно.
Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится при наличии результатов гигиенической оценки условий труда и факторов травмобезопасности рабочего места, то есть она проходит в последнюю очередь.
Данная оценка оформляется протоколом, за исключением случаев, когда выдача средств инди-
видуальной защиты не предусмотрена нормами  и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

Делаем вывод

Фактическое состояние условий труда на рабочем месте определяется на основании оценок:
– по классу и степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса;
– по классу условий труда по травмобезопасности;
– по обеспеченности работников СИЗ.
Если условия труда на рабочем месте отнесены к классу 4 (опасные), комиссия предложит не-замедлительно разработать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия вредных факторов либо на уменьшение времени их воздействия.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего:
1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);
2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению 1 к Порядку;
3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);
4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению 2 к Порядку с протоколами измерений и оценок условий труда;
5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям 6 и 7 к Порядку;
6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению 8 к Порядку;
7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению 9 к Порядку;
8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
После проведения аттестации работодатель направляет в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации следующие документы: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда.

Начать дискуссию

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру