Один знакомый бухгалтер накануне поведала мне, что в ее организации нормальным явлением считается подделка подписи руководителя фирмы. В ответ на мой удивленный взгляд девушка пояснила: «Он за границу часто уезжает, налоговики его ждать не будут, вот и приходится самим автографы ставить».
И тут я задумался, а все ли специалисты знают, что грозит за подделку финансовых документов: ведь именно так трактуют подобный поступок налоговики и милиционеры...
Наверное, нет человека, который никогда не пытался «нарисовать» подпись другого. Ведь даже в школе ученики часто пробуют расписаться в дневнике за своих родителей, а иногда и за учителей. Привычка детства переходит во взрослую жизнь, и вчерашние школьники, сегодняшние бухгалтеры или руководители компаний, набравшись опыта, нередко решают проблемы фирмы, фальсифицируя финансовые документы. Например, это случается, когда у организации, участвующей в судебном разбирательстве, не хватает документальных доказательств ее правоты, и бумаги оформляются задним числом. При этом руководитель компании или главбух, инициалы которого должны стоять в документе, уволились, а нужны именно их подписи. Или тогда, когда компания хочет уменьшить свои налоговые платежи. Тогда сотрудники фирмы составляют документы, подтверждающие, что некая несуществующая организация оказала им услуги или поставила товар. Далее подделывается печать и подпись. Правда, в этом случае фальсифицирует последнюю не сам бухгалтер или директор, а их родные либо знакомые. Но возможны и другие, менее существенные, на первый взгляд, случаи. Рассказывает бухгалтер одной из московских фирм, пожелавшая остаться неизвестной:
— Два года назад я работала в организации, которая делилась на несколько компаний. Владелец был один, а руководители разные. И вот однажды нашего директора уволили накануне сдачи отчетности. Но беда не в этом. Вслед за ним ушел главбух, и мы, бухгалтеры-новички, остались один на один с налоговиками. Стали думать, что делать и, в конце концов, решили: отчетность иду сдавать я. Однако в инспекции нашей инициативы не поддержали, документы не приняли, потребовав доверенность. Пришлось возвращаться ни с чем. Правда, ждать штрафных санкций мы все же не стали и подделали нужную бумагу в надежде, что инспекторы не обратят на это внимания. И надо сказать, нам подфартило, никто ничего не заметил. Отчетность сдали вовремя.
Действительно повезло, однако везет так не всем. Если налоговики усомнятся в подлинности росписи, они имеют право заказать экспертизу, в соответствии со статьей 95 Налогового кодекса. Тогда документы компании пройдут тщательное исследование.
Ручка с секретом
Для начала криминалисты проверят авторство подписи, используя самую «древнюю» методику — почерковедческую экспертизу. Чтобы точно установить, кто подписал баланс или сделал надпись на приказе, им потребуется как минимум пять образцов, начертанных рукой подозреваемого. Сверять будут все: начиная от наклона букв, заканчивая нажимом ручки на бумагу. Любое неоправданное отклонение признается доказательством подделки.
Если это не поможет, назначат второй вид экспертизы: физико-химическую. Для нее проведут анализ чернил, которыми была сделана надпись. Почему именно их? Потому что такое рассмотрение может показать, когда она была выполнена, и мог ли нанести ее в тот момент человек, которому она якобы принадлежит. Рассказывает сотрудник правоохранительных органов:
— В краске, которой наполняют шариковые ручки, содержится не только пигмент, дающий цвет, но и связующий элемент — загуститель. Благодаря ему паста легко и равномерно ложится на бумагу. Потом загуститель твердеет, и чем старше надпись на
документе, тем тверже он становится. Причем от бумаги это не зависит, она может быть новой, старой, картонной, желтой и т. д. Чтобы установить момент записи, криминалисты извлекают из пасты фенилгликоль или бензиловый спирт и определяют их концентрацию на поверхности и в «глубине» подписи. Для этого используется специальный прибор: хроматограф с масс-селективным детектором. Полученные с его помощью значения сравниваются, и чем меньше их соотношение, тем больше загустение, а значит, старше подпись.
Точность анализа зависит от того, сколько времени прошло с момента нанесения подписи на бумагу. Если она сделана, например, неделю назад, то эксперт назовет истинную дату. Когда прошло несколько недель или месяцев, точность будет считаться соответственно в неделях или месяцах. Ну а если давность записи больше года, то специалист установит срок с погрешностью в полгода. Тогда в заключении будет написано, что документ был составлен от года до полутора лет или от полутора до двух лет назад. В случае же, когда подпись была нанесена более двух лет назад, идти к эксперту уже не имеет смысла: за это время паста стареет полностью, и возраст надписи определить невозможно.
Кстати, помехой для физико-химической экспертизы могут стать условия хранения документа. Одно дело, если он лежал в комнате, другое — в архиве или подвале. Там температура, как правило, ниже. И еще: если документ сильно погреть (например, положить на батарею или провести по нему утюгом), то он искусственно состарится. Паста быстро высохнет, и эксперт уже не сможет определить давность нанесения подписи. Правда, есть одно но: вместо этого он точно установит, что документ был состарен умышленно, и отразит это в своем заключении. А значит, суду будет понятно — бумаги подделаны.
Цена обмана — срок
Наказание за подделку зависит от того, на каком именно документе подпись была сфальсифицирована и какие это повлекло последствия: тут могут быть и мошенничество, и хищение в чистом виде. Зачастую такая фальшивка — только средство для совершения преступления. О подделке подписи как об отдельном правонарушении, а не средстве для него, речь идет только в статье 142 Уголовного кодекса, и касается это лишь фальсификации избирательных документов, итогов голосования и подделки подписей избирателей. Но если в суде будет доказано, что для уклонения от уплаты налогов компания подделывала документы, то виновным грозят два наказания: за сокрытие налогов по статье 199 Уголовного кодекса (до шести лет лишения свободы) и за подделку документов по статье 327 УК (до четырех лет). Правда, к подобным мерам судьи прибегают крайне редко.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В долговых расписках и прочих документах с имущественной и финансовой подоплекой старайтесь четко ставить свою подпись. Желательно, чтобы она совпадала с той, что красуется в вашем паспорте. Требуйте того же и от другой стороны, участвующей в сделке. Помните, что более замысловатый росчерк сложнее фальсифицировать, а подделку под него проще распознать. И еще один совет: не ограничивайтесь одной лишь росписью. Поставьте рядом с ней хотя бы фамилию и дату. Это облегчит идентификацию почерка в случае оспаривания ваших прав в суде.
СРОК ФОРМИРОВАНИЯ ПОДПИСИ
По данным криминалистов, окончательное формирование подписи заканчивается у человека к 35 годам, но наибольшие изменения она претерпевает во время обучения специальности в институте. После 35 лет стереотип выполнения своей подписи настолько прочный, что изменить его трудно. К тому же этому препятствует сложность комплекса отношений, в которые, как правило, включен человек в данном возрасте. Изменение своего удостоверительного знака в таких условиях может иметь неприятные последствия: например, в банке вам откажутся выдать деньги на том основании, что имеющийся у них образец подписи не соответствует росписи в расходном ордере.
Комментарии
1Кириллов Дмитрий Александрович.