Конституционное провозглашение прав и свобод высшей ценностью и необходимость обеспечения их гарантированной защитой предопределяют обязанность законодателя закреплять соответствующие механизмы их защиты. Среди всех ценностей российская Конституция подчеркивает приоритет семьи, материнства и детства и указывает на обязательность их защиты государством. Сегодня пересмотр ориентиров государственно-правовой деятельности и ориентация государственных структур на реальные чаяния и нужды граждан способствует началу воплощения конституционных принципов в жизни.
В свете объявления 2008 г. годом Семьи особую значимость приобретает анализ правового и фактического положение российских женщин в сфере труда, а также исследование правовых механизмов, направленных на защиту и обеспечение их прав. Поскольку именно на женщин ложится основная нагрузка по укреплению семьи, продолжению рода и воспитанию детей. Женщины испокон веков были хранителями семейных ценностей. Несмотря на изменения общественного сознания, всеобщую эмансипацию женщин, связанную с желанием быть равными мужчинам, женщина по-прежнему играет первостепенную роль не только в семье, но и в государстве. Например, только от женщин зависит решение демографической проблемы. Вместе с тем трудовые права женщин зачастую нарушаются, а эффективных механизмов защиты этих прав не так уж и много.
В связи с этим попытаемся проанализировать проблемы реализации некоторых трудовых прав женщин и степень их защищенности с учетом достаточно широкого конституционного толкования термина «защита».
В основу современного правозащитного законодательства заложены основополагающие конституционные принципы. Одним из них выступает принцип равенства. Законодательно данный принцип был детализирован в отдельных статьях Трудового кодекса РФ. Однако на практике проблема реализации равных возможностей мужчин и женщин остается. Прежде всего это касается трудоустройства женщин. С проблемой трудоустройства, обусловленной полом или возрастом, в жизни приходилось сталкиваться многим женщинам.
Несмотря на то что статья 64 Трудового кодекса закрепила запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора и установление прямых или косвенных ограничений или преимуществ, которые не связаны с деловыми качествами работников, реальная практика пока далека от этих установлений.
Нередко работодатели и кадровые агентства в рекламных объявлениях о наличии вакансий в качестве основного критерия указывают пол будущего работника — мужской. Большинство руководящих должностей, предполагающих возможность принятия самостоятельных управленческих решений, высокооплачиваемые должности замещаются в настоящее время мужчинами. Однако ситуация постепенно меняется. По статистике, за 2006 г. руководителями (представителями) органов власти и управления, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий были 2779 тыс. мужчин и 1783 тыс. женщин. Таким образом, можно сделать вывод, что женщины постепенно «отвоевывают» свое право на равный труд и доказывают свою квалификацию не только домохозяйки, но и грамотного руководителя. До настоящего времени наиболее типичными являются случаи отказа в заключении трудового договора женщинам при прочих равных условиях.
Работодатель, принимая на работу женщину, опасаясь возможных трудностей, которые могут возникнуть при ее трудоустройстве (беременность, выход в декретный отпуск, уход за ребенком), старается максимальным образом застраховать риск возможных для него неблагоприятных последствий. Это могут быть различные устные обязательства, требование выйти на работу из отпуска по уходу за ребенком ранее установленного законом срока под предлогом сохранения места работы, невозможность пойти на больничный с ребенком. Все вышеперечисленные случаи нарушают гарантированные трудовые права женщин.
Вместе с тем государственные механизмы защиты используются в таких ситуациях достаточно редко. Связано это с тем, что предпочтение в защите трудовых прав законодатель отдает судебной защите. Однако отказ в приеме на работу, нарушающий принцип равенства, в судебном процессе сложно доказать, а зачастую это сделать практически невозможно. Даже наличие в Уголовном кодексе РФ статьи 145, посвященной необоснованному отказу в приеме на работу беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, не может существенно повлиять на ситуацию.
Таким образом, можно сделать вывод, что трудоустройство женщин ставится в зависимость от соответствующих правовых условий, которые создает государство, и от воли работодателя. Законодательно равенство прав и возможностей провозглашается, реально встречаются случаи его нарушения. Как следствие, количество женщин, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, остается достаточно высоким (свыше 65% от общего числа безработных составляют женщины). Думается, что решить данную проблему исключительно правовыми запретами или санкциями не представляется возможным.
Необходимо, чтобы общественное сознание изменилось так, чтобы молодая женщина не воспринималась как «источник повышенной опасности» в трудовом коллективе, а оценивалась исходя из реальных показателей и результатов труда. Возможно, пора перейти от прямых запретов для работодателей к их стимулированию различными способами при приеме на работу женщин детородного возраста. Это позволит не только снять проблему трудоустройства, но и обеспечит реализацию гарантий, предусмотренных для отдельных категорий работников в полном объеме. С проблемой трудоустройства приходится сталкиваться женщинам и за рубежом. Однако строгое соблюдение действующего законодательства и нежелание ссориться с законом со стороны работодателей позволяет женщинам реализовывать свои права. Например, права женщин в Испании в целом охраняются очень строго. Если мать-одиночку предприниматель откажется взять на работу (и она сможет доказать, что отказ вызван именно наличием у нее маленького ребенка), то наказание может быть суровым — вплоть до тюремного заключения.
Это если не считать неизбежных колоссальных штрафов. Следующие право, связанное с принципом равенства, — это равенство в оплате труда. По официальным данным, зарплата женщин в среднем составляет 60-64% от зарплаты мужчины. А учитывая, что сегодня в России 30% детей растут в неполных семьях и лишь 16% разведенных мужей платят алименты, это означает крайне низкий уровень жизни матерей, самостоятельно воспитывающих детей. Еще с советского времени проявляется закономерность, что во многих сферах деятельности женщина за тот же самый труд получает меньше, чем мужчина.
Однако, как только в определенной сфере есть возможность зарабатывать, то работодателю выгодно взять на работу мужчину. Например, возьмем финансовой сектор. 15 лет назад этот сектор был полностью женским, найти мужчину-бухгалтера было невозможно, потому что это была низкооплачиваемая профессия.
Сейчас профессия стала высокооплачиваемой. и туда пришли мужчины. Это общая закономерность: как только в каком-либо секторе появляются деньги, он перестает быть феминизированным. Иногда неравенство в оплате труда обосновывается тем, что мужчина должен кормить и обеспечивать семью. Однако современная практика такова, что, во-первых, женщины значительно быстрее осваиваются и адаптируются в изменившихся экономических условиях. Если мужчине очень трудно перестроить свой уклад жизни, сменить работу, подстроиться под современные вызовы времени, то женщины это делают гораздо быстрее. Как следствие, иногда проявляется тенденция, когда женщина гораздо быстрее находит хорошую работу и, по сути, становится кормилицей семьи. Во-вторых, статистика такова, что каждый второй брак в стране распадается по тем или иным причинам. Поэтому множество молодых мам вынуждены сами зарабатывать на жизнь и обеспечивать ребенка, который в большинстве случаев остается с матерью.
Проблема несвоевременной выплаты или уклонения от алиментов вынуждают женщину рассчитывать только на себя.
Опрос, проведенный специалистами службы занятости среди женщин, которые имеют малышей и находятся в отпуске по уходу за ребенком или вообще не имеют работы, показал, что примерно 80% из них готовы приступить к работе еще до того, как малышу исполнится три года. Главная причина, заставляющая как можно быстрее прервать свой отпуск, — финансовые трудности.
Проблема поиска подходящей работы вынуждает женщин соглашаться на такие условия труда, которые не позволяют им воспользоваться предусмотренными законом гарантиями и льготами.
Особую значимость приобретает право на охрану труда женщин. Современное законодательное регулирование в целом учитывает физиологические особенности женского организма. Вместе с тем по сравнению с ранее действовавшим советским законодательством уровень охраны здоровья женщины снизился. В настоящее время законодатель меньше вводит запретов, а больше ограничений, которые дают возможность использовать женский труд, если на это получено согласие женщины и отсутствуют противопоказания по состоянию здоровья.
Тем самым ответственность за сохранность здоровья перекладывается на работницу, которая должна сама принимать решение, располагая полной и достоверной информацией о своих правах и льготах. Например, часть 2 статьи 259 ТК предусматривает гарантии более облегченного режима рабочего времени для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Раньше статья 162 КЗоТ 1971 г. запрещала привлекать их (как и беременных) к сверхурочным и ночным работам, работам в выходные и праздничные нерабочие дни и направлять их в командировки. Теперь эта гарантия снижена, так как категорический запрет отсутствует и, если медицинскими рекомендациями не запрещено, женщину можно привлечь к таким работам и направить в командировку с ее письменного согласия, но до этого она должна быть ознакомлена с ее правом отказаться от указанной работы или направления в командировку. Такой отказ не является дисциплинарным проступком и не должен влечь никаких неблагоприятных последствий для женщины.
На наш взгляд, необходимо изменить формулировку статьи 259 Трудового кодекса, которая допускает при соблюдении определенных условий сверхурочную работу, ночную работу женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Думается, что необходимо закрепить запрет на подобные виды работ до достижения ребенком 1,5 лет, а возможность работать в экстраординарном режиме может быть предоставлена женщине с ее согласия и без вреда здоровью только после достижения ребенком возраста 1,5 лет. Такой запрет обеспечит надлежащий уход и заботу за ребенком со стороны матери, которая несет основную ответственность за ребенка и не должна перекладывать ее на других членов семьи. Данная норма, по существу, не будет ограничением возможности трудиться для женщин, а обеспечит интересы малолетнего ребенка и государства.
Кроме того, необходимо ограничить ночной труд женщин. В последние годы в коллективных договорах почти перестал предусматриваться вывод женщин из ночных смен. Думается, что ограничения в привлечении женщин к ночным работам, закрепленные в коллективных договорах и соглашениях, постепенно должны сводиться к полной ликвидации ночного женского труда на производстве.
Государство обеспечивает охрану труда женщин не только посредством ограничений, но и запретов. Например, запрещается использование труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными для них условиями труда, а также на подземных физических работах.
Даже если сама женщина просит принять ее на такие работы, администрация не имеет на это права. Это касается и тех работ, где нормы подъема и переноски тяжестей превышают нормы, допустимые для женщин.
В этой связи государственная защита трудовых прав женщин ставится в зависимость от законопослушности работодателя и своевременной деятельности государственных контрольно-надзорных органов, призванных предотвращать и пресекать нарушения трудовых прав. Статья 352 Трудового кодекса закрепляет в качестве основного способа защиты трудовых прав — государственный надзор и контроль в сфере труда. Тем самым на государственные органы возлагается основная задача по реализации всей правозащитной функции государства. По информации государственной инспекции труда наиболее частыми нарушениями, допускаемыми работодателями в отношении женщин, являются: несоблюдение статьи 253 ТК РФ (применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы); нарушение статьи 254 ТК РФ (женщины в период беременности не переводятся на рабочие места, исключающие воздействие неблагоприятных производственных факторов); несоблюдение статьи 255 ТК РФ о сроках выплаты пособия по беременности и родам; нарушение статьи 256 ТК РФ (непредоставление по письменному заявлению женщины отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет, невыплата пособия по государственному социальному страхованию на период отпуска по уходу за ребенком); несоблюдение статьи 259 ТК РФ, запрещающей направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочным работам, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.
Однако очень часто возникает вопрос: когда соответствующие органы должны предпринимать соответствующие действия для защиты трудовых прав? На практике они это делают чаще всего после нарушения соответствующих прав, реже в случае реальной опасности их нарушения. На наш взгляд, деятельность контрольно-надзорных органов государства в сфере труда должна быть опережающей. Целесообразно проводить прежде всего мероприятия, направленные на выявление нарушений и недопущение их совершения.
На охрану здоровья женщин направлены положения законодательства, облегчающие труд беременных женщин и женщин, имеющих детей. Например, статья 254 ТК РФ гарантирует беременным женщинам снижение норм выработки, норм обслуживания, перевод на другую работу с сохранением среднего заработка.
При этом законодатель попытался в максимальной степени защитить беременных женщин, закрепляя обязанность работодателя сохранить за беременной женщиной средний заработок, в случае прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях или до предоставления беременным женщинам другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов. Отсюда следует, что работодатель должен предпринять все меры для предоставления беременным женщинам возможности трудиться в условиях отвечающих безопасности, как ее здоровью, так и здоровью будущего ребенка. Однако женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, могут рассчитывать на перевод на другую работу в случае невозможности выполнения ими прежней работы только до достижения ребенком возраста полутора лет.
Думается, что подобное ограничение времени перевода указанным возрастом не отвечает потребностям времени по следующим причинам: во-первых, трудности, связанные с обеспечением, уходом за ребенком, и другие на этом не заканчиваются. Во-вторых, в контексте поддержки и укрепления семьи этот срок не такой большой, учитывая, что зачастую ребенок воспитывается матерью-одиночкой. В-третьих, подобное ограничение срока иногда негативно влияет на воспитание ребенка и уход за ним. Поэтому целесообразно увеличить время перевода женщин на другую работу сроком до 3 лет, закрепив обязанность работодателя перевести женщину по ее заявлению на другую работу, имеющую ребенка в возрасте до 3 лет с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы.
И последнее, на что необходимо обратить внимание, — это право на отдых. Законодатель предусматривает дополнительное время отдыха для женщин. В частности, это дополнительные отпуска и перерывы. Конечно, можно рассуждать о размере оплаты отпусков и его недостаточности. Однако каждое государство, выстраивая собственные приоритеты и ориентиры, определяет степень и уровень расходования соответствующих бюджетных средств исходя из реальных показателей экономики страны и политической и экономической целесообразности соответствующих решений. Можно надеяться, что с учетом помпезных заявлений руководства страны о повышении экономического благосостояния страны выплата пособия по государственному социальному страхованию будет расти, а возможно, и законодатель вернется к прежним нормам, которые не ограничивали максимальный размер пособия.
В настоящее время максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 рублей. Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 марта 2007 г. № 4-П норма о максимальном размере пособия по беременности и родам признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данной норма несоразмерно ограничивает размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в ней предельную сумму. Однако пока законодательное ограничение так и не снято.
Законодательство предоставляет женщинам возможность трудиться в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия. Работодатель иногда не заинтересован в таких работниках, которые не могут работать весь день. Однако отказать женщине в ее письменной просьбе он не вправе. Поэтому любые отговорки работодателя или прямой отказ в просьбе женщины могут повлечь за собой административную ответственность, а женщина, которой отказали, имеет право на обращение в компетентные органы.
В заключение хочется отметить, что сегодня сформировалась законодательная база защиты трудовых прав женщин. Российское законодательство в целом отвечает требованиям международно-правовых стандартов в сфере защиты трудовых прав женщин. Хочется надеяться, что соответствующие правовые нормы будут реализовываться на практике, а законодательные органы страны попытаются закрепить новые механизмы, обеспечивающие эффективную защиту прав и законных интересов женщин.
Начать дискуссию