Интервью

«Юрист должен быть кровно заинтересован в наиболее эффективной реализации проекта»

За четыре года юридический департамент крупнейшей девелоперской корпорации Mirax Group увеличился в восемь раз – с 5 до 40 человек. И это не предел, поскольку, по словам директора департамента Сергея Кавченкова, в планах компании создание нового вида юристов – управленцев рисками.

За четыре года юридический департамент крупнейшей девелоперской корпорации Mirax Group увеличился в восемь раз – с 5 до 40 человек. И это не предел, поскольку, по словам директора департамента Сергея Кавченкова, в планах компании создание нового вида юристов – управленцев рисками.

Юристы – риск-менеджеры

– Специфику работы юридической службы компании может задать не только бизнес, но и, как мне кажется, личность руководителя юрдепартамента. У вас есть такая специфика?
– Если говорить о специфике непосредственно в юридической работе, то как цель сегодня стоит создание в рамках нашего департамента подразделения по управлению рисками.

– О каких рисках идет речь?
– О рисках основного бизнеса. Обычно в компаниях существуют отдельные структурные подразделения для этого, но мы решили сделать эту функцию частью работы юристов.

Наши юристы не занимаются, к примеру, хеджированием на фондовом рынке – это прерогатива финансово-экономического департамента.

На наш департамент возложена задача управления рисками девелоперской составляющей – начиная от вопросов корпоративной структуры холдинга «Миракс Групп» (владения, перехода прав, управления), до рисков, связанных собст-венно со строительством – получение разрешительной документации, контакты с госорганами (согласования и т. д.), выстраивание договорной базы, отношений с подрядчиками, претензионная работа и многое другое.

–Признаться, все равно непонятно, что значит юрист, управляющий рисками. Вроде бы все, что вы назвали – это обычная работа юристов…
– В рамках каждого из департаментов, занятых в строительстве, в отдельности сложно изучить всю систему реализации проекта или деятельности компании в целом. Поэтому мы приняли решение выявить систему показателей («болевых» точек) каждого из направлений деятельности. Это даст нам возможность конт-ролировать любой процесс, в данном случае – девелопмент, от начала до конца. Чтобы проект не стал развиваться хаотично и не мог поставить под угрозу деятельность компании. Вот на сегодня юристы только определяют эти точки контроля. В перспективе скорее всего будет создан отдельный департамент, который и будет держать под контролем показатели работы, вовремя реагировать на их изменения, направлять процесс в нужное нам русло.

– Почему этим заняты именно юристы, а скажем, не финансисты или собственно строители?

– Потому что именно юристы готовят документы, накладывающие обязательства на компанию.

– Вам приходится расширять штат или этим занимаются те же юристы, что ведут основную работу?
– Опыт показывает, что намного эффективней вырастить специалиста у себя, нежели принимать на работу «со стороны». Именно по этому пути мы идем. Необходимо, чтобы человек вырос, изучая процесс изнутри. На сегодня в департаменте более 40 юристов, не считая персонал, не занятый юридической работой (всего в компании более 3,5 тыс. сотрудников). С нагрузкой они справляются, хотя скорее всего расширение неизбежно, ведь наш бизнес растет достаточно динамично. К примеру, когда я только пришел в компанию, юристов было только пять человек, то есть за четыре года число сотрудников департамента увеличилось в восемь раз.

Каждому проекту свой юрист

– Каким образом распределены полномочия внутри департамента между юристами?

– Работа юридической службы у нас централизована – это была одна из задач, которую передо мной ставило руководство, назначая на эту должность. Если раньше каждое подразделение имело своих юристов, то сейчас все работают в рамках одного департамента. В этом есть неоспоримые преимущества. Во-первых, это позволяет наладить эффективный контроль над холдингом в целом в интересах собственников. Во-вторых, обеспечивается лучшее управление. И, в-третьих, возможно внедрять единые стандарты деятельности (в договорной работе, претензионной и других). Таким образом, сейчас мы пошли по пути привязки юристов не к отделу, а проекту – с соответствующей мотивацией. На мой взгляд, это способствует тому, чтобы юрист точно знал, что ему нужно сделать, и был кровно заинтересован в наиболее эффективной реализации проекта. При этом процедуры контроля и единые стандарты не дадут ему выйти за рамки дозволенного: проще говоря, не позволят обещать и делать то, что обещать и делать нельзя.

– 40 человек – очень много, какова структура департамента?
– В департаменте несколько отделов. Самый многочисленный – корпоративный, который занят решением акционерных вопросов. Юристы отдела отслеживают структуру холдинга, обеспечивают собрания акционеров, работают с реестродержателями и т. д. Следующий отдел – международный, он был сформирован примерно год назад в связи с выходом компании на рынки дальнего зарубежья (на сегодня мы уже строим в Турции, Черногории, США). В этом отделе работа также разделена на направления: работа с акционерами-нерезидентами, соинвесторами проектов и договорная работа с иностранными партнерами, подрядчиками строительства. Также достаточно большой отдел – по сопровождению продаж (переговоров с покупателями площадей, заключению договоров).

Подробнее можно остановиться на группе юристов, обеспечивающих эксплуатацию проектов. Это еще один отдел, куда очень сложно найти юристов со стороны, а нужно вырастить внутри. Причем это касается и иностранных специалистов, которые не столько дороги, сколько просто часто не знают нашей специфики. Объясню на примере. Если, скажем, в США вы чаще всего не можете стать собственником здания (обычно продается право аренды на 99 лет), то у нас собст-венник может быть не один. У того комплекса, где мы сейчас находимся (башня «Федерация» в районе Москва-Сити. – Примеч. ред.), более 100 собственников. Таким образом, юрист отдела эксплуатации должен быть своего рода генератором идей, выработать концепцию эксплуатации, которая учитывала бы интересы всех собственников строительных площадей, была выгодной и наиболее прибыльный для каждого.

Также в рамках нашего департамента образован архивный отдел, который собирает и хранит документы по каждому проекту. Это очень удобно, например, при взаимоотношениях с аудиторами, которые могут получить быстрый доступ к необходимым данным.

– Сколько человек занимается судебно-претензионной работой?

– Для этого существует договорной отдел, который одновременно и ведет суды. В нем работает семь юристов. Чтобы представлять себе нагрузку, замечу, что они готовят примерно 1,5 тыс. договоров в месяц. Что касается судов, то, наверное, не буду оригинален, если скажу, что мы ими не увлекаемся, хотя они у нас есть.

О судах и взятках

– Перед нашей встречей я поинтересовался судами с участием компании, благо это легко позволяет сделать, например, сайт Москов-ского арбитражного суда. Разумеется, это не вся практика, но тенденция налицо: большая часть судов у вас с налоговиками и антимонопольной службой, а с контрагентами тяжб мало. За что вас не любят регуляторы?

– Если говорить о судебных процессах с налоговыми органами, то подавляющее большинство дел у нас связаны с возмещением налога на добавленную стоимость, который время от времени нам отказываются возвращать налоговики. Думаю, это известная для бизнеса проблема, когда налоговый орган под любым предлогом (придирки к документам и т. п.) отказывает в возврате налога.

У нас доходило до того, что компания «Миракс-Сити», крупнейший застройщик, попала в список убыточных компаний, который столичное УФНС России опубликовало в прошлом году. Попадание в этот список вполне объяснимо, ведь это стройка, которая на начальном этапе всегда показывает убыток. Но это не было логичным для самих же налоговиков, так как компания получала отказы в возмещении НДС на крупные суммы, без которых строительство дорожает и замедляется. На мой взгляд, такой чиновничий произвол прекратится только тогда, когда будет введена персональная ответственность должностного лица.

Судебные процессы с Федеральной антимонопольной службой, на мой взгляд, больше влияют на рынок*. В ряде судов нам удалось доказать свою правоту в том, что нет никакого смысла получать согласие антимонопольного органа на любые реорганизации внутри холдинга, если холдинг абсолютно прозрачен для регулятора.

– Каков итог этого противостояния?
– Антимонопольная служба придерживается иной позиции, и хотя мы с ней и не согласны, но будем ее учитывать, в конце концов у нас нет намерений пробивать «лбом стену». Думаю, что это будет просто очередная бюрократическая нагрузка на бизнес, больше придется отвлекать ресурсов (людей, труда, денег), чтобы как-то соответствовать позиции ФАС или опять же оспаривать ее в зависимости от ситуации.

ДЛЯ СПРАВКИ. В прошлом году ФАС России оштрафовала компанию «Миракс Групп Ходинг Б.В.» за нарушение законодательства о конкуренции. Антимонопольная служба посчитала, что компания обязана была предварительно согласовать в службе сделку о покупке 99,99 процента долей ООО «Миракс управляющая компания» у «Хиротин Холдингз Лимитед», поскольку сумма активов покупателя и покупаемой компании (а также всех компаний, входящих в группы покупателя и ООО) превышал 3 млрд рублей (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ). Компания возражала против решения тем, что получение одобрения в данном случае не имеет смысла: сделка была осуществлена в рамках холдинга (одной группы лиц), ведь продавец долей («Хиротин Холдингз Лимитед») и покупатель («Миракс Групп Ходинг Б.В.») входят в одну группу компаний. Суд отменил решение о штрафе, но по другим, сугубо формальным основаниям. Так, ФАС не смогла представить доказательства того, что протокол о правонарушении был составлен в присутствии законного представителя компании, о возбуждении дела был уведомлен только представитель, действующий по доверенности (решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.08 № А40-66871/07-146-469).

– Напоследок хотелось спросить вас вот о чем. Есть устойчивое мнение, что любой новый бизнес, а тем более строительство, не обходится без взяток чиновникам, главам различных администраций, мэрам городов и т. д. Взять хотя бы систему получения разрешений, которая давно обросла завуалированными поборами. Что скажете?
– Взяток мы не даем никому и никогда. Получение разрешений у нас занимает очень много времени (не менее шести месяцев), но мы проходим все процедуры так, как этого требует закон. Но главное в том, что в большинстве наших проектов мы приобретаем землю или объекты у собственников (арендаторов), то есть являемся вторичным приобретателем.

– Это значит, что продавцы включают суммы взяток в цену объекта…
– Об этом судить трудно, но возможно, что наши издержки несколько больше, чем если бы мы приобретали права напрямую.

Сергей Кавченков родился в городе Гагарин Смоленской области в 1970 году. В 1992 году закончил исторический факультет Смолен-ского педагогического института. В 1995 году поступил на заочное отделение Московской государственной юридической академии, окончил в 2000 году. Практику юриста начал с 1995 года, специализировался на девелопменте, инвестициях, земельных правоотношениях и отношениях подряда, работал адвокатом. В 2004 году пришел в корпорацию «МИРАКС» на должность юриста, через два года возглавил юридический департамент компании.
Плюс еще пять вопросов

Когда начинается ваш рабочий день и сколько он длится?
Обычно в 8.30 утра я уже на работе, ухожу примерно в девять вечера, получается около 11 часов «чистого» рабочего времени.

А семья?
На сегодня я юридически не женат.

В штат подбираете сотрудников только таких, как сами – трудоголиков?
Желание работать, конечно, важно, но без опыта и знаний, я думаю, одного желания недостаточно. У нас многоступенчатый отбор персонала, в том числе в наш департамент. Кандидат проходит два вида тестов: психологический и профессиональный. Далее собеседование с начальником отдела, потом – со мной. Каждого сотрудника я утверждаю лично. Для меня очень важен опыт работы, навыки, реальное умение сотрудника справляться с поставленными задачами, генерировать идеи.

То есть студента или выпускника не возьмете?
Скорее нет, чем да. По практике могу сказать, что диплом престижного юридического вуза не дает никакой гарантии в том, что его обладатель действительно хороший специалист.

Что сегодня волнует больше всего?
Очень бы хотелось завершить работу и договориться по всем вопросам эксплуа-тации с одним из крупнейших собственников – «Внешторгбанком», который приобрел у нас 7–32 этажи башни «Федерация». Это будет для нас не только хороший опыт, но и визитная карточка.

Начать дискуссию

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

С этой даты налоговики объявили крестовый поход против нелегальной занятости и уклонения от уплаты налогов с сумм, которые платят физическим лицам. В зону особого внимания попадут заказчики, которые привлекают для выполнения работ, оказания услуг плательщиков НПД. Рассказываем о том, какие риски учесть, если вы относитесь к этим лицам.

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду
1
Зарплата

Можно ли маленькую зарплату выдавать 1 раз в месяц и не делить на части

Роструд разъяснил, можно ли при работе на неполной ставке от МРОТ получать зарплату 1 раз в месяц без разделения на аванс и основную часть.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Ипотека

Минфин: в июле ипотека под 8% закончится

Власти пришли к консенсусу и не будут продлевать программу льготного кредитования для тех, кто хочет приобрести жилье в новостройках под 8% годовых.

НДФЛ

Часть подарка от работодателя не облагается НДФЛ

Если работодатель подарил подарок за 12 700 рублей, то НДФЛ он должен удержать с суммы 8 700 руб.

Российские бренды заняли все свободные торговые площади

После того как иностранные компании ушли из страны, отечественные бренды заняли их места в торговых центрах.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Чем финансовая аренда отличается от операционной

Арендодатель обязан классифицировать аренду как финансовую или операционную — так предписывает великий и ужасный ФСБУ 25/2018. Объясняю, в чем разница и почему нельзя считать любую аренду операционной. Даже если очень хочется.

Чем финансовая аренда отличается от операционной

Из-за маркировки будет новая форма декларации по акцизам на табак и вейпы

Налоговая будет определять базу по акцизам на табачные изделия и жидкости для вейпов через систему маркировки.

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 17 мая

Сегодня последний день, когда вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

☀️ Акция —«Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 17 мая

Сегодня последний день, когда вы можете купить онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля за 4 290 рублей. Получите знания для работы на новом участке, станьте более уверенным и высокооплачиваемым специалистом!

☀️ Акция —«Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 17 мая
2

💥Обзор новостей: «Силе Сибири 2» быть, всплески заражения оспой обезьян и гемолитическим стрептококком, отели Сочи самые дорогие

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Безвизовый режим могут открыть с еще одной страной

Туристы смогут проводить в Малайзии без визы до 30 дней.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Помогли клиенту отбиться от необычного иска

Несколько месяцев назад клиент, которому ранее уже помогал по проблемным вопросам, в том числе отбиться от субсидиарки на немыслимую сумму в 13 млрд руб., обратился ко мне с просьбой помочь в ещё одном деле.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании

Каждая десятая компания в мире сталкивалась с киберинцидентами из-за теневых ИТ. Рассказываем, что это такое, какие риски несет и как их снизить.

Теневые IT: как неконтролируемые технологии влияют на безопасность компании
Банки

Центробанк запустил новый сервис, приоткрыв доступ к 49 статистическим показателям

Уже сейчас пользователи сервиса могут ознакомиться с процентными ставками, денежно-кредитной политикой и статистикой по внешнему сектору экономики. Перечень доступной информации будет расширяться.

IPO-зависимость, или когда уже новые первичные размещения

Господи, как скучно без IPO! На бирже пропал дух авантюризма! Мы перестали делать по 100500 заявок, чтобы получить чуть больше, чем четырёхпроцентную аллокацию. Пошуршал по интернетам и обновил список компаний, которые готовы выйти на IPO в этом году.

IPO-зависимость, или когда уже новые первичные размещения

Президент: оборонка должна быть готова к выпуску гражданской продукции

Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) должны быть готовы в любой момент выпускать продукцию гражданского назначения.

Дробление бизнеса. Понятие, основные тенденции и амнистия

Как уже многие слышали, Президент РФ в своем недавнем конституционном Послании Парламенту высказался о проблеме резкого перехода налогоплательщиков, применяющих УСН и другие специальные режимы, на общую систему налогообложения по мере укрупнения бизнеса.

ФНС разъяснила определение продавцом на УСН размер доходов при удержании МП суммы вознаграждения

Письмо ФНС России № СД-4-3/5416@ от 08.05.2024.

Интересные материалы

IT-компании

Для ИТ-компаний введут новое условие сохранения права на льготы

Качество обучения ИТ-специалистов в вузах будут повышать за счет привлечения профильных ИТ-компаний.