Право

«Бывает, что юристам приходится работать как частным детективам»

Чтобы не выполнять свою часть сделки, контрагент спешно зарегистрировал другое юридическое лицо. Как противостоять такой недобросовестности, поделилась своим опытом Наталья Лукичева, бизнес-юрист туристского холдинга «В.И.П. Сервис – ИННА ТУР», адвокат Московской коллегии адвокатов «Единство».

Чтобы не выполнять свою часть сделки, контрагент спешно зарегистрировал другое юридическое лицо. Как противостоять такой недобросовестности, поделилась своим опытом Наталья Лукичева, бизнес-юрист туристского холдинга «В.И.П. Сервис – ИННА ТУР», адвокат Московской коллегии адвокатов «Единство».

Адвокат компании

– Наталья, вы, как я узнал, – адвокат. Это значит, вы занимаетесь не только представлением интересов холдинга?
– Нет, это не так. Вся моя работа связана только с компанией – по сути, я корпоративный юрист, руководитель отдела, хотя в штате компании не числюсь, имею статус адвоката и состою в коллегии адвокатов. Мои обязанности по представлению интересов компании закреплены в соглашении об оказании юридической помощи. В юридическом отделе компании на постоянной основе сейчас работают еще два юриста.

– Почему вы выбрали такой способ взаимоотношений?
– Так получилось. В 2002 году был принят закон об адвокатуре. Было желание получить статус адвоката. На мой взгляд, могут быть определенные плюсы, если юрист компании – адвокат. У адвоката больше прав и он более защищен во многих ситуациях, чем штатный юрист организации. Например, в законе есть понятие адвокатской тайны, как любой информации, которая стала известна адвокату в связи с оказанием юридической помощи доверителю. Благодаря этому адвокат не может быть свидетелем и его нельзя допрашивать о сведениях, известных ему в связи с защитой клиента. Всего этого лишен обычный юрист компании.


– Тогда давайте начнем с того, в каких направлениях бизнеса компании юридический отдел участвует больше всего.
– Юридический отдел осуществляет сопровождение всех направлений бизнеса. Наша компания выступает как туроператор – реализует собственные туры. Как турагент – продает туры сторонних туроператоров частным клиентам через сеть собственных офисов в Москве и регионах. Оказывает туристские услуги для корпоративных клиентов – организует деловые поездки, семинары, тренинги, конференции за рубежом. Еще одно направление – реализация авиабилетов на чартерные рейсы авиакомпаний. Крупная часть бизнеса – продажа авиационных и железнодорожных билетов как через собственные кассы, так и через субагентскую сеть.

Кроме того, в нашем ведении вопросы, напрямую не относящиеся к бизнесу, – связанные с применением корпоративного, трудового, административного права и т. д.В холдинг входят самостоятельные юридические лица, ряд компаний имеет филиалы и обособленные подразделения. Правовую поддержку им оказывает юридический отдел.

– Когда только начинали, налаживали контакты с иностранными партнерами, какие возникали проблемы?

– За 8 лет, которые я работаю в компании, проб­лем с иностранными контрагентами не было. Для формирования туристского продукта мы заключаем соглашения с рядом партнеров, оказывающих отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, компании, предоставляющие экскурсионные услуги, страховые компании и др.). На практике с зарубежным партнером обычно заключается рамочное соглашение, которое мы проверяем главным образом на соответствие законодательству о валютном регулировании. Позже подписываются дополнительные соглашения с указанием конкретных услуг, сроков, цен. Как правило, соглашения с иностранными партнерами являются долгосрочными и пролонгируются из года в год.

Поэтому в целом с иностранцами проблем нет, а вопросы, возникающие в процессе работы, можно быстро уладить без судебных тяжб. Гораздо больше времени уходит на улаживание конфликтных ситуаций, регулируемых российким законодательством.

Юристы-детективы

– Конфликтные ситуации – это, по-видимому, в первую очередь судебные дела? Сколько их у вас в год?

– Поскольку мы ежегодно обслуживаем тысячи туристов, сотрудничаем с сотнями контрагентов, избежать конфликтов вряд ли было бы возможно. Хотя на весь бизнес они почти не влияют. В год судебных споров у нас около 50. Примерно 40 процентов – это споры с нашими корпоративными клиентами, в которых мы выступаем истцами. Происходят они обычно из-за задержек оплаты услуг или отказа платить. Скажем, компания долго пользуется нашими услугами (например, приобретает авиационные и железнодорожные билеты для сотрудников). Спустя какое-то время как постоянный клиент она получает скидки, в договор включается условие о возможности оплаты приобретенных билетов по окончании отчетного периода. Но оплата перестает поступать. Отследить момент, когда именно образовалась задолженность, бывает сложно, особенно если сотрудники компании-контрагента ездят часто и много. За месяц по одному контрагенту сумма долга может составить от 300 тыс. рублей и выше.

Минимизировать риски помогают сверки расчетов с корпоративными клиентами, которые мы ежемесячно проводим. Если клиент добросовестный, то после подписания акта и графика погашения задолженности свой долг он погашает без претензий. Однако случается, что должник перестает пользоваться нашими услугами и отказывается оплачивать уже приобретенные. В этом случае судебного разбирательства не избежать. Мы не можем позволить себе выжидать какое-то время до обращения в суд, несмотря на то, что в этом случае кроме долга можно было бы взыскать и проценты за незаконное пользование чужими средствами, сейчас это опасно. Мы, юристы, просим менеджеров сразу сообщать об образовавшихся долгах.

– Какие возникают сложности в подобных спорах?

– На практике мы сталкивались с тем, что задолжавшие клиенты регистрируют новую компанию, иногда – с прежним названием, перезаключают на нее договоры аренды, переводят работников и на этом основании отказываются признавать наши претензии. Формально это уже другое юридическое лицо, не имеющее никакого отношения к прежним долгам. Так, однажды, когда я приехала к должнику с судебными приставами, с решением суда и исполнительным листом на руках, по адресу находилось уже другое юридическое лицо, хотя сотрудники и владельцы у этого юридического лица были те же. Вот только ОГРН и дата создания отличались, новое юридическое лицо было зарегистрировано всего несколько месяцев назад. При этом во время судебного разбирательства ходатайство о наложении ареста на денежные средства не было удовлетворено – у суда не было оснований, свидетельствующих о том, что непринятие мер по обеспечению иска может сделать невозможным исполнение судебного акта.

– Как выходите из таких ситуаций?

– Сейчас стараемся предупреждать такие проблемы. Бывает, что юристам приходится работать как частным детективам. Например, перед судебными заседаниями, лучше всего еще до подачи иска, посылаем курьеров к должнику, звоним, под разными предлогами выясняем текущие реквизиты компании. Кроме того, наводим справки в налоговых органах, не находится ли компания в стадии ликвидации, реорганизации, не вносились ли изменения в госреестр юридических лиц, благо справки стоят недорого – 400 рублей. Очень помогает в этом смысле интернет-страница Арбитражного суда Москвы, где можно узнать, нет ли в производстве суда дел по иску к нашему контрагенту.

Разумеется, поисками «компромата» мы занимаемся только по должникам. Провести подобную проверку на стадии заключения договора невозможно, у нас слишком много контрагентов. И конечно, справедливости ради надо сказать, что подавляющее большинство очень добросовестно выполняют принятые на себя договорные обязательства.
«Мы не можем позволить себе выжидать какое-то время до обращения в суд»

Турист не всегда прав

– Насколько я понял, иски к вам со стороны туристов – это не менее 60 процентов дел?
– Да, примерно так. Подавляющее большинство претензий решаются без судов, ведь в конце концов мы такие же люди, как наши клиенты, и понимаем недовольство человека, который копил деньги на отдых, выбирал тур, а в итоге получил не то, что ему было обещано. Обычно туристы могут понять, что это произошло не по нашей вине, ведь, как я уже сказала, мы связаны не одним десятком соглашений с разными партнерами.

– Но по закону о защите прав потребителей турист может предъявить претензии компании, у которой он купил тур, а искать истинного виноватого – не его забота…
– Это верно, но адекватный человек всегда способен понять проблему. На практике в начале эмоции кипят, но после спокойной беседы и подробных объяснений большинство принимают решение обратиться с иском к непосредст­венно виновной стороне. Бывают ситуации, когда претензии клиента абсолютно справедливы и обоснованны, в этом случае я сама помогаю ему правильно сформулировать требования, обращаюсь от имени нашей компании к поставщику услуги и прошу удовлетворить законные притязания туриста, не доводя дело до суда. Получается, что, защищая интересы своей компании, можно защитить и интересы клиента.


– Со случаями необоснованных претензий, мошенничества или чем-то подобным со стороны клиентов приходилось сталкиваться?
– С мошенничеством как таковым нет, а вот с разного рода странностями приходится. Сейчас завершается одно дело, в котором туристка – пожилая женщина, недовольная отдыхом, обратилась в суд. Ей показалось, от отеля до пляжа нужно было идти дольше, чем было сказано в каталоге, вид из окна портила труба на крыше, обзорная экскурсия – бесплатная – была неинтересной и т. п. Иначе говоря, предъявила явно надуманные претензии. Суды она проиграла, но при этом регулярно звонила мне и говорила, что если мы предложим ей поехать в какой-нибудь рекламный тур (это туры для менеджеров турагентств, организуемые бесплатно туроператорами, чтобы познакомить с новой страной или местом отдыха), то она отзовет свой иск.

Некоторые покупатели билетов тоже грешат попытками злоупотребить правами. Билеты на чартерные рейсы стоят дешевле билетов на регулярные направления, но продаются они по невозвратным тарифам (при отказе от полета пассажиру либо возвращают только часть оплаты, либо не возвращают деньги). Правила применения тарифов устанавливают авиакомпании, а мы обязаны довести их до сведения пассажира при оформлении билета. Поэтому у пассажира берут расписку о том, что он ознакомлен с правилами перевозчика и понимает, что приобрел билет, от которого не сможет отказаться.

Но несмотря на это, бывают пассажиры, которые пытаются либо не поставить свою подпись, либо пытаются вернуть деньги через суд. К сожалению, судебная практика по таким искам неоднородна, особенно если рейс выполнялся по России, и в суде невозможно ссылаться на нормы международного права, которые достаточно подробно регламентируют права перевозчиков по установлению тарифов.
Наталья Лукичева закончила в 1995 году Москов­скую государственную юридическую академию. С 1988 года во время учебы работала в секретариате Тверского районного суда г. Москвы. С 1990 по 1994 год – юрисконсульт в юридическом отделе ОАО «НИИ молекулярной электроники и завод “Микрон”». С 1995 по 1997 год – главный юрисконсульт управления делами корпорации «Российские лесопромышленники». С 2000 года начала работать в ЗАО «В.И.П. Сервис», после образования холдинга «В.И.П. Сервис – ИННА ТУР» возглавила юридическую службу туристского холдинга. В 2003 году получила статус адвоката, состоит в Московской коллегии адвокатов «Единство».

 

Плюс еще три вопроса

Юридически просвещаете персонал компании?
Только когда менеджер обращается с какой-то проблемой, массовых ликбезов у нас нет. В нашей компании все построе­но так, что о допущенной кем-либо из сотрудников ошибке юрист обязательно узнает. Просто потому, что ключевые служащие компании знают друг друга давно, общаются неформально и проблему не замалчивают.

К сторонним юристам обращаетесь?
Безусловно, иногда приходится обращаться к юристам, специализирующимся в определенных областях права. Например, регистрация товарных знаков в Патентном ведомстве – специфическая деятельность, и для выполнения такой работы мы обращаемся к патентному поверенному.

О чем сейчас болит голова?
Очень актуален на сегодня вопрос о том, как сложится практика продаж электронных билетов, которые применяются за рубежом. Мы очень заинтересованы в продвижении услуг по продаже электронных билетов, но у нас есть опасения, как это реализовать юридически, ведь законодательная база для этого появилась недавно. В декабре 2007 года, когда были приняты поправки в Воздушный кодекс. Теперь законодатель подтвердил, что билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ). Пока у нас все проходит без проблем, но вполне возможно, что они могут появиться, и нужна будет судебная практика.

Начать дискуссию