Налоговые проверки

Налоговики сняли консультационные услуги. Готовим аргументы для суда

Затраты на консультационные, маркетинговые, информационные и особенно юридические услуги всегда вызывают частые споры с проверяющими. Тем более, если в штате компании есть сотрудники, выполняющие аналогичные функциональные обязанности. Посмотрим, какие обстоятельства предприятие может использовать в качестве аргументов в защиту данной статьи расходов.

Затраты на консультационные, маркетинговые, информационные и особенно юридические услуги всегда вызывают частые споры с проверяющими. Тем более, если в штате компании есть сотрудники, выполняющие аналогичные функциональные обязанности. Посмотрим, какие обстоятельства предприятие может использовать в качестве аргументов в защиту данной статьи расходов.

Минфин России неоднократно указывал: компания не может включать в расходы затраты на оплату сторонним лицам юридических и иных услуг, если в ее штате состоят специалисты, которые по должности обязаны выполнять точно такие же функции (письма от 5 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/222, от 6 декаб­ря 2006 г. № 03-03-04/2/257, от 31 мая 2004 г. № 04-02-05/3/42).

Аналогичного мнения придерживаются и налоговики (письмо ФНС России от 20 октября 2006 г. № 02-1-08/222). Получается, что официальная позиция в отношении расходов на внешних специалистов сводится к тому, что если функции по гражданско-правовому договору не дублируют обязанности штатного подразделения компании, расходы можно учесть в целях налогообложения прибыли.

Вместе с тем имеется постановление Президиума ВАС РФ от 18 марта 2008 г. № 14616/07, которым судьи, казалось бы, поставили точку в спорах об экономической оправданности расходов на юридические услуги при наличии в структуре компании собственной юридической службы. Арбитры решили, что инспекторы вообще не вправе оценивать расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.

Несмотря на такой вывод Президиума, многие налоговики продолжают снимать расходы по гражданско-правовым договорам или договорам на оказание услуг сторонними специалистами, если в штате проверяемой компании имеются свои службы с аналогичными функциями. К тому же судьи подтвердили лишь право списывать стоимость услуг внешних юристов или адвокатов. Затраты на услуги аудиторов, консультантов, рекрутеров и других внештатных специалистов по-прежнему вызывают много претензий со стороны проверяющих.

Правильно подобрав аргументы в защиту, компания может рассчитывать на победу в суде.

Аргумент 1: штатные сотрудники не имеют достаточной квалификации

Компания зачастую привлекает сторонних юристов, аудиторов или консультантов в силу того, что специалисты, работающие непосредственно в штате предприятия и выполняющие аналогичные функции, не в состоянии справиться с поставленными задачами. Одной из причин этого может быть нехватка у них опыта, знаний и квалификации для достижения необходимого эффекта и разрешения проблемы.

Так, например, МУП «Водоканал» обратилось к услугам сторонней юридической компании, затраты по договору с которой затем списало на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Налоговики посчитали подобные расходы необоснованными, поскольку в штате организации имеется должность юрисконсульта, которая по определению предполагает выполнение аналогичных работ.

Однако, как выяснил суд, в период действия договора на оказание юридических услуг штатный юрист не имел высшего образования и опыта работы. Кроме того, к обязанностям юриста он приступил совсем недавно, а до этого работал в должности инженера по охране окружающей среды.

В итоге арбитры встали на сторону компании и признали их действия по списанию расходов на юридические услуги правомерными (постановление ФАС Центрального округа от 14 декабря 2007 г. № А35-552/07-С15).

К аналогичному выводу пришли судьи ФАС Западно-Сибирского округа, признав обоснованными расходы на услуги сторонних юристов, поскольку юридические услуги были оказаны компании в рамках уголовного дела, тогда как штатные юристы специализируются на сопровождении гражданско-правовых сделок и не имеют должной квалификации, необходимой для участия в уголовных процессах (постановление от 25 апреля 2007 г. № Ф04-2459/2007(33640-А03-15)).

Подтверждающие документы. Доказать целесообразность спорных расходов в первую очередь поможет договор на оказание юридических, аудиторских, консалтинговых или иных услуг. При этом немаловажно четко прописать в нем возлагаемые на специалистов функции, чтобы затем их можно было сравнить с теми, что прописаны в должностной инструкции штатников.

Также стоит предоставить штатное расписание, приказы о переводе работника, если внутренние специалисты приступили к своим обязанностям недавно. В случае если речь идет о юридических услугах, помогут копии определений и решений суда по делам, где принимал участие штатный юрист компании.

Если же предприятие привлекало сторонних аудиторов или налоговых консультантов, важно предъявить аналитические заключения, отчеты о проделанной работе, которые покажут взаимосвязь между оказанными услугами и достигнутыми итоговыми результатами. В числе подтверждающих документов не обойтись и без акта приема-сдачи работ, платежных документов.

Аргумент 2: значительный объем работы внутри предприятия

Загруженность текущей работой и отсутствие у штатных работников временных ресурсов на выполнение других проектов может стать еще одним аргументом в защиту расходов на привлечение внешних специалистов. Ведь штатные работники порой просто физически не в состоянии охватить планируемый объем работы, а набирать новые штатные единицы для компании может быть экономически невыгодно.

К подобному выводу пришел, например, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 22 марта 2007 г. № А33-13722/06-Ф02-1455/07. Судьи отклонили доводы инспекции об экономической необоснованности затрат на оплату юридических услуг, несмотря на наличие в штате предприятия юрисконсульта. Они указали, что совмещение функций по «внутренним» и «внешним» делам в одном лице для компании экономически невыгодно, физически невозможно, а также сопряжено для предприятия приостановлением его хозяйственной деятельности в случае нахождения юриста в длительных командировках.

Подтверждает данный подход и постановление ФАС Поволжского округа от 29 ноября 2007 г. № А55-3597/07.

Подтверждающие документы. Здесь предприятию помогут должностные инструкции работников, рабочие планы на период действия договора со сторонней организацией или же отчеты штатников, отражающие характер и объемы проделанной работы. В актах приемки оказанных услуг стоит проследить, чтобы в них детально был указан объем трудозатрат исполнителя по выполнению договорных обязательств, детальная информация о деятельности привлеченных специалистов.

Аргумент 3: сотрудники компании временно отсутствовали

Еще один факт, который судьи часто принимают в качестве обоснования затрат на оплату услуг сторонних специализированных компаний, это отсутствие возможности у штатных сотрудников выполнять свои функциональные обязанности на период действия договора с внештатниками. Объективными на то причинами могут быть отпуск, болезнь или длительная командировка штатных работников.

Именно такие обстоятельства помогли предприятию ОАО ХК «Сибирский цемент» отстоять свое право на списание стоимости услуг внешних юристов, несмотря на наличие в штатном расписании собственных юристов. Плюс ко всему одна из двух штатных единиц в департаменте правового обеспечения была вакантной. В итоге ФАС Западно-Сибирского округа своим постановлением от 5 февраля 2007 г. № Ф04-9351/2006(30550-А27-15) доводы налоговиков об экономической неоправданности расходов отклонил.

Подтверждающие документы. Здесь, безусловно, на помощь придут больничные листы, график отпусков, приказы руководителя о командировании сотрудников.

Аргумент 4: результаты услуг внешних специалистов способствовали увеличению прибыли

Немаловажно указать судьям на эффект, достигнутый благодаря работе привлеченных юристов, аудиторов, консультантов и прочих внешних специалистов. А именно связать применение результатов таких услуг с увеличением прибыли.

Так, например, поступило ОАО «Татнефтеотдача». В ходе проверки инспекторы не признали расходы на консультационные услуги, поскольку в штате предприятия имеются юридический, плановый отделы и бухгалтерия, в обязанности которых входит юридическое и экономическое обслуживание компании.

Однако предприятие отметило, что в результате проведенного внешними специалистами анализа ведения бухгалтерского и налогового учета у компании был изменен учет, выявлены и учтены дебиторы и кредиторы, изменена работа с поставщиками и подрядчиками, уменьшен расход товарно-материальных ценностей, расходы по ремонту оборудования, устранены недочеты по лицензионным соглашениям, проведено оформление документов для регистрации недвижимого имущества, внесена в кассу задолженность подотчетных лиц, произведено погашение задолженности по кредитам, представлены уточненные декларации по налогам.

Связь между оказанными услугами и достигнутыми результатами по итогам налогового периода налоговики могли увидеть в отчетах консалтинговой компании, а также в дополнительно представленных письменных пояснениях и анализе выручки от реализации. Все эти документы говорили о повышении эффективности работы всего предприятия.

Кроме того, ОАО «Татнефтеотдача» предоставило должностные инструкции на экономиста, бухгалтера, юриста, свидетельствующие о том, что на данных сотрудников возложено ведение текущей работы. Проведение же комплексного анализа деятельности предприятия во взаимосвязи всех отделов и служб с целью изменения объема работ по каждому направлению, изменения методов работы в обязанности штатников не входит. Согласно представленным отчетам, такая аналитическая и практическая работа проведена консалтинговой компанией. Такие аргументы были приняты судом и помогли снять претензии налоговиков (постановление ФАС Поволжского округа от 27 сентября 2007 г. № А65-7573/2006-СА2-9).

Подтверждающие документы. Как упоминалось выше, связь результатов оказанных услуг с увеличением прибыли могут показать отчеты внешних специалистов о проделанной работе, аналитические заключения, бизнес-планы, рекомендации. О повышении рентабельности скажут анализ выручки, графики и прочие отчеты о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Начать дискуссию

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведётся налоговый мониторинг вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу
НДФЛ

Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Просрочка по налоговым долгам достигла 1,3 трлн рублей

У ФНС больше всего дебиторской задолженности по налогу на прибыль и НДС.

❗️ Записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками. Старт потока — 1 августа!

Успейте приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

На 10-15% могут повысить пошлины за регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними

Поправки также предусматривают отмену скидки за электронную подачу заявки на регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔔 Открываем набор на новый поток обучения! Старт — 1 августа

Успейте купить курсы повышения квалификации по учету на маркетплейсах, ВЭД и ФСБУ, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и присоединяйтесь! Обучение начнется 1 августа.

🔔 Открываем набор на новый поток обучения! Старт — 1 августа

Как работать с машиночитаемой доверенностью

Машиночитаемая доверенность (МЧД) позволяет сдавать электронную отчетность, оформлять документы через электронный документооборот, представлять интересы компании.

Определять инвестиционную недвижимость надо по ФСБУ 6/2020 и МСФО 40

Электростанции, которые сдают в аренду – это не инвестиционная недвижимость.

У карт UnionPay от Россельхозбанка будут проблемы с расчетами за границей

Клиентам, которые находятся за рубежом, рекомендуют снять наличные с карты UnionPay.

НДС

📦 Иностранных продавцов маркетплейсов обязали платить НДС в России. Что будет с ценами и риски оценивает первый вице-президент Союза Интернет-Торговли

С 1 июля 2024 года в ЕАЭС продавцы из стран Евразийского экономического союза обязаны уплачивать НДС в той стране, где их товар был фактически передан конечному покупателю.

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Что вы предпочтете: действовать «на ощупь», рискуя совершить ошибку, или следовать четкой, понятной инструкции, в которой прописан каждый шаг? Бухгалтеры — люди прагматичные, поэтому мы практически уверены, что вы выбрали второе. Расскажем, как организовать и контролировать поток бумаг через отдел бухгалтерии с помощью графика документооборота.

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Отвечайте на требования ФНС правильно! Инструкция от адвоката

Научитесь отвечать на требования ФНС, разберитесь какие требования являются незаконными, а также в какие сроки и что представлять.

Отпуска

Работодатель не обязан давать отпуск с последующим увольнением

Если сотрудник надумал увольняться, он может попросить предоставить ему все его оставшиеся дни отпуска с последующим увольнением.

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

До конца 2024 года не начисляют пени на положительное сальдо ЕНС

За каждый день просрочки платежа в случае несвоевременной уплаты по совокупной обязанности на ЕНС начисляют пени.

1
Самозанятые

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики

Отсутствие документов, которые подтверждают сотрудничество с самозанятыми, или ошибки в них грозят заказчику серьезными финансовыми последствиями — штрафами, доначислением налогов. Рассказываем об основных проблемах, с которыми сталкиваются компании при работе с документами самозанятых, и как их избежать.

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики
УСН

Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

7
Банки

Банки хотят штрафовать на 0,1% от капитала за навязывание услуг

Высокие штрафы заставят крупные кредитные организации отказаться от недобросовестных практик в работе с клиентами.

Интересные материалы

Система обратной связи от бизнеса будет работать в 30 регионах

Чтобы оперативно реагировать на проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, власти на базе Госуслуг создадут систему сбора обратной связи от бизнеса.

2