Для МНС РФ важнее не закон, а как можно больший размер взимаемых вопреки закону с предпринимателей штрафов

Лишь благодаря Конституционному Суду РФ предпринимателям удается доказывать, что Федеральный закон еще жив. МНС РФ и его управления на местах зачастую продолжают игнорировать и этот Федеральный закон и другие законы, если они не позволяют им выполнять план по сбору налоговых и иных бюджетных поступлений. Пример этому одно из последних писем МНС РФ от 14 августа 2002 года, касающееся контрольно-кассовых машин.


Лишь благодаря Конституционному Суду РФ предпринимателям удается доказывать, что Федеральный закон еще жив. МНС РФ и его управления на местах зачастую продолжают игнорировать и этот Федеральный закон и другие законы, если они не позволяют им выполнять план по сбору налоговых и иных бюджетных поступлений.
Пример этому одно из последних писем МНС РФ от 14 августа 2002 года, касающееся контрольно-кассовых машин.
Прежде чем процитировать это письмо, обратимся к истории.
Статья 7 Закона РФ предусматривала различные виды ответственности за конкретные нарушения Положения по применению ККМ (см. Приложение N 1).

Федеральный закон изложил статью 7 Федерального закона в следующей редакции:
20 процентов - в федеральный бюджет;
80 процентов - в местный бюджет>.
Таким образом, была исключена административную ответственность за правонарушения, предусмотренные прежней редакцией этой статьи. В том числе была исключена ответственность за применение неисправной ККМ.
А исключена она была, потому что статья 14.5 вступившего в силу с 1 июля 2002 года нового Административного кодекса предусматривала ответственность лишь за неприменение ККМ (см. Приложение N 2).

Наши законодатели лопухнулись. С кем не бывает. Однако закон, как бы он ни был суров (в том числе и для государства), остается законом и его надо выполнять.
Это и есть подтверждение лозунга .
Но не тут-то было.
Налоговики никак не могут смириться с тем, что до внесения соответствующих поправок в новый Административный кодекс, размер взимаемых с предпринимателей штрафов может уменьшиться.
И вот, после нескольких судебных решений, закрывших налоговикам дорогу по взиманию не предусмотренных новым Административным кодексом штрафов, появляется письмо МНС РФ от 14 августа 2002 года N АС-6-06/1243@ .
Этим письмом налоговики пытаются доказать, что статья 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на самом деле предусматривает ответственность не за неприменение ККМ, а якобы за нарушение порядка применения ККМ. Далее налоговики в указанном письме разЪясняют, каков же этот порядок применения ККМ, ответственность за нарушение которого предусмотрена названной статьей.
Думаю, что арбитражные судьи еще с вузовских времен помнят, что такое бланкетная норма, а что такое норма права, предусматривающая конкретный состав правонарушения, и не пойдут на поводу у налоговиков.
Однако в нашем государстве, где лозунг пока остается лозунгом, все возможно.
Ниже приводится полный текст указанного письма МНС РФ.

Письмо МНС РФ
от 14.08.02 N АС-6-06/1243@



Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно
гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. На основании статьи 23.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 КоАП РФ, в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин рассматривают налоговые органы.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 (далее - Закон) предусмотрено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин. В соответствии со статьей 3 Закона требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их
применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Совета Министров Правительством Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с изменениями и дополнениями) (далее - Положение).
На основании статьи 4 Закона, а также пункта 1 и подпункта пункта 7 Положения при осуществлении денежных расчетов с населением допускается применение только зарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин.
Таким образом, применение незарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин является нарушением требований Закона, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины и влечет применение к нарушителям ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ. Использование контрольно-кассовых машин должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными подпунктами - пункта 7 Положения.
Вышеупомянутые требования являются обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению. Использование контрольно-кассовых машин с нарушением требований, установленных пунктом 7 Положения, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины и, следовательно, их нарушение влечет ответственность за осуществление денежных расчетов без
применения контрольно-кассовой машины, в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Основанием для применения статьи 14.5 КоАП РФ является также нарушение части четвертой пункта 7 Положения, так как контрольно-кассовые машины, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствует маркировка предприятия - изготовителя или одно из средств визуального контроля, не допускаются к применению.
На основании части первой пункта 7 Положения допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. Признаки неисправной контрольно-кассовой машины перечислены в пункте 8 Положения. Нарушение требований части первой пункта 7 Положения является основанием для применения административной ответственности за
осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью второй пункта 5 Положения применение при осуществлении денежных расчетов с населением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению контрольно-кассовых машин и, следовательно, является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 Перечня отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с изменениями и дополнениями), организации (индивидуальные предприниматели) обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам, утвержденным Минфином России. Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения организаций (индивидуальных предпринимателей) к ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Сказанное выше подтверждается постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 . Статьей 2 Закона установлены обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовые машины.
Статьей 6 Закона определены обязанности налоговых органов в части осуществления контроля за применением контрольно-кассовых машин.
Неисполнение организациями и индивидуальными предпринимателями вышеупомянутых обязанностей, а также неповиновение ими законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа или воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом обязанностей, установленных статьей 6 Закона, является основанием привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.
На основании пункта 5 части 2 статьи 28.3 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП РФ вправе составлять должностные лица налоговых органов. В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматриваются судами общей юрисдикции. В соответствии с абзацем 4 статьи 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовые машины, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием.
Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим обЪявленные цены и тарифы.
Неисполнение вышеперечисленных обязанностей является нарушением Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 (с изменениями и дополнениями) и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.15 КоАП РФ.
На основании абзаца 5 статьи 6 Закона проверку правильности выдачи чеков осуществляют налоговые органы.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 КоАП РФ вправе составлять органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (часть 1), должностные лица органов внутренних дел (пункт 1 части 2) и должностные лица федеральных органов налоговой полиции (пункт 6 части 2). На основании статьи 23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 КоАП РФ, рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
Таким образом, выявленные налоговыми органами правонарушения, предусмотренные статьей 14.15 КоАП РФ, должны быть зафиксированы в акте проверки, который затем должен быть направлен в орган, полномочный составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном вышеназванной статьей КоАП РФ.

Государственный советник
налоговой службы I ранга А.В.Смирнов


ПРИЛОЖЕНИЕ N1

Закон РФ


Статья 7. За нарушение требований настоящего Закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением применяются следующие штрафные санкции:
предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
предприятие, использующее неисправную контрольно-кассовую машину, подвергается штрафу в 200-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
предприятие, осуществляющее торговые операции (оказывающее услуги) после приостановления его деятельности в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона, подвергается штрафу в 700-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
предприятие, не вывесившее ценник на продаваемый товар (прейскурант на оказываемую услугу), подвергается штрафу в 100-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
невыдача чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту), или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной, наказывается штрафом в 10-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, но не менее 20 процентов от стоимости покупки (услуги).
20 процентов от общей суммы штрафов, взысканных в соответствии с настоящей статьей, зачисляются в республиканский бюджет Российской Федерации для финансирования деятельности налоговых органов, а 80 процентов - в местный бюджет.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно - кассовых машин

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно - кассовых машин
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.


юрист Лусников

http://www.lusnikov.com/


Начать дискуссию