Принудительная ликвидация юридического лица

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда на основании требований государственных органов или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона (например: не приведение учредительных документов юридического лица в соответствие с законодательством Российской Федерации) или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда на основании требований государственных органов или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

 

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

 

На основании пункта 1 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и исполнять обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

 

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 08 августа 2001 года №128-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с Законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Если организация осуществляет деятельность без лицензии, ей грозит ликвидация в судебном порядке.

 

ЛИКВИДАЦИЯ ПО ИСКУ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

 

Процедура принудительной ликвидации может быть инициирована различными государственными органами по многим основаниям. Заявителями могут быть прокуроры, налоговые органы, лицензионные органы и прочие структуры. Перечислим несколько причин, по которым деятельность фирмы могут прекратить, это:

  • грубое нарушение закона, если оно носит неустранимый характер (фактически это любое неоднократное нарушение закона, например непредставление налоговой декларации);
  • ведение деятельности, подлежащей лицензированию, без наличия лицензии;
  • осуществление деятельности, которая противоречит уставным целям;
  • неоднократное нарушение законодательства о применении ККТ (например, систематическая невыдача контрольно-кассового чека);
  • наличие отрицательной величины чистых активов в течение более двух лет (для ОАО).

 

Если организация не прошла перерегистрацию и не заявила о себе до 1 января 2003 года, она не будет считаться ликвидированной. Вместе с тем налоговые органы вправе обратиться в суд с требованием о прекращении ее деятельности.

Инициировать процедуру принудительной ликвидации может:

  • Министерство по антимонопольной политике;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство финансов;
  • Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

 

В настоящее время в ФНС России рассматриваются некоторые возможные варианты:

– ввести процедуру приостановления деятельности, то есть регистрирующие органы, временно ограничат организацию в праве осуществления предпринимательской деятельности.

Сделки, которые организация совершит в этот период, будут признаны недействительными. Если в дальнейшем она не заявит о себе, то ее исключат из реестра.

Остается отметить, что на сегодняшний день процесс ликвидации проходит достаточно долго и болезненно.

 

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА О ККТ

 

Налоговые органы могут обратиться в суд с исковым заявлением о ликвидации организации, которая неоднократно нарушает Закон о применении ККТ.

В случае нарушения организацией правил работы с ККТ в соответствии со статьей 14.5. Кодекса РФ об административных правонарушений такими нарушениями признаются продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин:

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
  • на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
  • на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

При этом налоговая инспекция обязана доказать суду, что данная организация преступила закон повторно, для этого необходимо представить суду хотя бы одно постановление по делу об административном правонарушении, на основании которого на организацию уже был наложен штраф за неприменение ККТ.

Юридическое лицо признается виновным в соответствии со статьей 2.1 Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения норм закона, но оно не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Начать дискуссию