Управление персоналом

«Юридическая служба должна понимать стратегию компании и быть готовой к ее реализации»

Три года назад Екатерина Пустовалова возглавила правовую работу на вновь зарегистрированном предприятии. Сейчас перед ней стоят задачи по правовому обеспечению управления многомиллионными активами. Вице-президент ЗАО «Комплексные энергосистемы» по правовым вопросам и глава его юридического департамента Екатерина Пустовалова поделилась опытом, как ей удалось организовать эффективную работу юридической службы в динамично развивающемся бизнесе.

Три года назад Екатерина Пустовалова возглавила правовую работу на вновь зарегистрированном предприятии. Сейчас перед ней стоят задачи по правовому обеспечению управления многомиллионными активами. Вице-президент ЗАО «Комплексные энергосистемы» по правовым вопросам и глава его юридического департамента Екатерина Пустовалова поделилась опытом, как ей удалось организовать эффективную работу юридической службы в динамично развивающемся бизнесе.

- Не могли бы вы рассказать о бизнесе вашей компании? Какое место она занимает на энергетическом рынке?

- Мы представляем интересы инвесторов - стратегических акционеров. По сути тех самых акционеров АО-энерго, которые были еще до первого этапа реформы энергетической системы. При реорганизации системы АО-энерго (речь шла о выделении), акционеры получали пропорциональные доли в генерирующих и сбытовых компаниях (сетевые активы остались за государством). Соответственно сфера наших интересов – генерация и сбыт электроэнергии.

- В чем вы видите текущие и перспективные задачи вашего департамента?


- Прежде всего, мы должны правильно понимать стратегию компании и быть готовыми к реализации задач, которые в этой стратегии относятся к компетенции юридических подразделений. Эти подразделения создают под конкретные задачи, потребности бизнеса. Например, сейчас компания решает задачу приобретения значительных генерирующих активов. Для привлечения инвестиций под эту задачу юристы осуществляли правовую поддержку допэмиссии. Кроме того изменения в структуре акционерного капитала (речь уже не идет об управлении блокирующим пакетом акций) предъявляют принципиально новые требования к уровню корпоративного управления. Тут юрист должен дать возможность компании на 100 процентов использовать возможности корпоративного законодательства.


- То есть речь идет преимущественно о вопросах корпоративного права?


- Я бы так не сказала. Ведь от качества корпоративного управления зависят самые разные риски. И юристы управляющей компании за них отвечают. Кроме того, мы должны выстроить систему взаимодействия между юридическими подразделениями управляемых компаний, которая бы обеспечила минимизацию этих рисков. Хотя конечно вопросы корпоративного права имеют не последнее значение.

Как делится компетенция

- Что вы можете сказать о структуре юридической службы?

- У нас это, пожалуй, одно из наиболее динамично развивающихся подразделений. Меняются задачи, и с ними меняется структура. И часто нам приходится быть первопроходцами. Так, год назад под управление нашей компании перешло ОАО «РКС» (Российские коммунальные системы). По состоянию на тот период задачи требовали перевести юристов компании к нам в штат, и мы это сделали.

- В чем состоит особенность работы юридической службы холдинговой компании, в отличие от бизнеса, состоящего из единственного юрлица?


- Задачи юристов в обоих случаях по большому счету одинаковы. Различие лишь в структуре. В разделении компетенции между управляющей компанией и бизнес-направлениями. Сложность здесь в том, сколько полномочий управляющей компании стоит взять на себя и сколько оставить в бизнес-подразделении. Тут очень важно не перестараться. Ведь задачи юрслужбы управляющей компании и юрслужбы, обеспечивающей бизнес, совершенно разные. Если нарушить баланс, последствия могут быть плачевными.

- Как же вы определяете объем вопросов, которые нужно взять «наверх»?

- Единой методики или универсального критерия здесь нет. Обычно все поступают по субъективным ощущениям. Кто-то исходя из количества исков, кто-то по количеству персонала. Широко распространен такой критерий как стоимостное выражение риска. Например, договоры на сумму свыше какого-то определенного предела визирует юрслужба управляющей компании. Но этот критерий тоже нельзя считать исчерпывающим. Можно ли, например, измерить в деньгах риски, связанные с уголовной ответственностью руководителя? Я считаю, что нет. Подобными вопросами должна заниматься управляющая компания. В итоге получается, что в качестве универсального подхода может выступать система риск-менеджмента.

За рамками регламентов

- Как вы строите отношения с подчиненными?


- Текущие задачи юридической службы холдинга не требуют большого штата юристов. Поэтому сейчас это команда высококлассных профессионалов, которым не нужно давать детальные указания. Каждый из них способен решать задачи самостоятельно, и все взаимозаменяемы. Поэтому отношения строятся на том, чтобы максимально делегировать сотрудникам полномочия по решению поставленных задач. Разумеется, вместе с полномочиями коллеги получают и ответственность.

- Если специалисты способны работать самостоятельно, в чем тогда ваша роль?


- Ответить на этот вопрос непросто. Я бы сказала так. В работе подразделения можно выделить две составляющие: статическую и динамическую. Я как руководитель организовала функционирование статической составляющей, которая обеспечивает решение типичных задач. Динамическая составляющая отражает реакцию на «нештатные ситуации», вызовы, выходящие за рамки регламентов. Решать такие задачи – основная функция руководителя.

- По каким критериям вы отбираете сотрудников?


- Я предпочитаю принимать на работу уже готовых профессионалов. Чтобы требуемый функционал был хотя бы процентов на 70 подкреплен уже имеющимися знаниями и опытом кандидата.

- За что вы можете уволить работника?

- В любом случае такое решение не может быть принято по каким-либо основаниям, отличным от объективных показателей. То есть уволить человека можно, только если он не справляется со своей работой. Я считаю абсолютно не приемлемой для себя практику увольнения по субъективным критериям (нравится не нравится, не так слово молвил и т.п.).

- Как вы мотивируете работников?

- Для приходящих к нам специалистов работа в компании это, прежде всего, возможность сильно повысить свою квалификацию, научиться работать по самым современным стандартам. Этот очень ценный опыт для дальнейшей карьеры. Я считаю, именно это основной мотивирующий фактор.
Плюс еще пять вопросов

- Когда юрист становится вице-президентом компании, меняется ли его мировоззрение?
- Безусловно, да. Иной уровень задач неизбежно заставляет мыслить не только категориями права, но и учитывать то, как они связаны с бизнес-процессами.

- От какой проблемы вы бы хотели избавиться?
- От неожиданностей, связанных с человеческим фактором.

- Какой этап своей карьеры вы считаете наиболее важным?
- Переход со статусной должности директора по правовым вопросам ОАО «Алмазный мир» на должность, по сути, рядового юриста в ООО «Компания «Базовый элемент»

- Научная деятельность, не мешает основной работе?
- Она занимает какое-то время, но мне удается совмещать. А общение в научном сообществе только помогает поддерживать определенный профессиональный уровень.

- Есть ли у вас хобби?
- В прямом смысле нет. Для меня эту роль выполняет наука. Мне просто нравится ею заниматься.

Пустовалова Екатерина Юрьевна

В 2001 году окончила Российскую школу частного права «Исследовательский центр частного права» при Президенте Российской Федерации, магистр частного права. В 2002 году присуждена степень кандидата юридических наук.

В 1999-2000 годах работала в качестве генерального директора ЗАО «Контраст-Лидер». С 2000 года назначена директором по правовым вопросам ОАО «Алмазный Мир». С 2002 по 2003 год возглавляла отдел корпоративных отношений юридического департамента ООО «Компания «Базовый элемент». С 2003 года - начальник Юридического управления ЗАО «КЭС». С 2006 года – руководитель Правового департамента. В 2006 году назначена на должность Вице-президента по правовым вопросам ЗАО «Комплексные Энергетические Системы». Доцент кафедры финансового права Академии Правосудия. Автор монографии «Судьба требований кредиторов при банкротстве должника»

«Юридические подразделения создают не ради того чтобы они просто были, а под конкретные задачи»

«Отношения строятся на том, чтобы максимально делегировать сотрудникам полномочия по решению поставленных задач»


Начать дискуссию

Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как смягчить падение спроса в сезонном бизнесе?

В несезон сложно находить клиентов, а денег не хватает на оплату счетов. Не всем хватает запасов, чтобы пережить затишье — бизнес приходится закрывать. Мы знаем, как смягчить падение продаж и доработать до начала нового сезона.

Как смягчить падение спроса в сезонном бизнесе?

Microsoft начал отключать подписки корпоративных клиентов

Российским компаниям остановили подписки на облачные сервисы Microsoft. Отключать доступ будут партиями, по 5-10 компаний.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Кадры

Больше 3,5 млн работодателей могут заполучить специалистов с помощью целевого обучения

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

В мире бизнеса, где сложность управления многопрофильной производственной деятельностью увеличивается с каждым днем, традиционные подходы к бюджетированию и финансовому планированию все чаще подвергаются переосмыслению.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP
ФСБУ

Для дебиторки и кредиторки — разные правила проверки на обесценение

Проверять на обесценение остатки по кредиторской задолженности не нужно, а по дебиторской обязательно только частично.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Кадровый электронный документооборот (КЭДО) – это процесс создания, подписания и хранения документации с сотрудниками в цифровом виде. Такой формат позволяет избавиться от бумажной волокиты, оптимизировать и ускорить делопроизводство, он удобнее и проще как для работников, так и для организации.

Электронный документооборот для отдела кадров: что это такое и как перейти

Оформление блога на сайте юриста: тренды 2024

Первое впечатление от сайта в целом и блога в частности, в большинстве своём, зависит от дизайна. Влияет он на также на трафик и конверсию. Даже если сайт полезный по содержанию, неудачный дизайн может сделать это нерезультативным. В статье разберу основные тренды дизайна блогов в 2024 году.

Бесплатно с Валютный контроль

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

В мини-курсе разберем, как изменились правила валютного контроля после поправок в Указание ЦБ.

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

📩 Присылать уведомления о судебных процессах будут автоматически. Это важное для всех новшество, но на исход не влияет, пояснил адвокат

На Госуслугах оповещения о ходе судебных разбирательств начнут присылать всем участникам процесса, а не только тем, кто заранее подключил эту опцию на портале.

Управляющую компанию «Макфы» национализировали

Решение суда о передаче активов «Макфы» под контроль Росимущества привели в исполнение. Первой национализировали управляющую компанию бизнеса.

Необлагаемую компенсацию дистанционщикам считают или по норме, или по документам

Дистанционным сотрудникам нужно компенсировать расходы на интернет, электричество и за износ оборудования. Но не вся компенсация необлагаема НДФЛ.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Корпоративное обучение в эпоху удаленной работы: новые вызовы и решения

Пандемия кардинально изменила привычный уклад жизни и ведения бизнеса. Ключом к сохранению вовлеченности и развития сотрудников в новых условиях стала организация эффективного дистанционного обучения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

На практике идентичный товар от двух поставщиков может идти с разными ставками НДС

Пониженную ставку НДС 10% на товар подтверждает его включение в перечень Правительства и регистрационное удостоверение.

Приходящий персонал уравняют со штатным по зарплате и охране труда

Для частных кадровых агентств занятости в ТК установят ряд запретов, а персоналу на аутстаффинге дадут права и гарантии, как у штатных работников.

2

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница, коллеги

Прикольное задание. Можете посоревноваться на время с коллегами.

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница,  коллеги

Спецификация к договору поставки в 2024 году

Заключая договор поставки, контрагенты нередко согласовывают лишь общие моменты. Конкретные условия поставки прописывают позже в отдельном документе — спецификации. Как правильно составить такой документ, на какие нюансы обратить внимание, расскажем в нашей статье, а также приведем образец, доступный для скачивания.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как перенести отпуск сотрудника, если он утвержден графиком отпусков

График отпусков обязателен как для сотрудника, так и для работодателя. При этом сотрудник может перенести отпуск на другой срок с согласия руководителя.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Дополнительная работа по своей инициативе — не основание для доплаты сверхурочных. Судебная практика

Еще одно интересное судебное решение нашла. Работник потребовал у работодателя доплату за сверхурочную работу, работодатель отказался, разбираться пошли в суд.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

С этой даты налоговики объявили крестовый поход против нелегальной занятости и уклонения от уплаты налогов с сумм, которые платят физическим лицам. В зону особого внимания попадут заказчики, которые привлекают для выполнения работ, оказания услуг плательщиков НПД. Рассказываем о том, какие риски учесть, если вы относитесь к этим лицам.

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года