Финансовый кризис

Как изменилась работа юридического отдела в период кризиса?

Своими ноу-хау делятся Дарья Муратова, юрист ЗАО «К&В», адвокат; Оксана Ванесян, начальник юридического отдела группы компаний «Кронос»; Олег Гусев, начальник юридического отдела ЗАО «Холдинговая компания “ГРАНД”»

Своими ноу-хау делятся Дарья Муратова, юрист ЗАО «К&В», адвокат; Оксана Ванесян, начальник юридического отдела группы компаний «Кронос»; Олег Гусев, начальник юридического отдела ЗАО «Холдинговая компания “ГРАНД”»

 

  Дарья Муратова,юрист ЗАО «К&В», адвокат Оксана Ванесян,
начальник юридического отдела группы компаний «Кронос»
Олег Гусев,
начальник юридического отдела ЗАО «Холдинговая компания “ГРАНД”»
Как изменилась договорная работа в юридическом отделе с наступлением кризиса? В основном снизился ее объем. Многие компании приостановили закупочную деятельность. При этом если раньше при заключении договоров поставки порядок оплаты, как правило, предусматривал максимум до 50 процентов предоплаты, то в настоящее время мы стремимся увеличить этот показатель вплоть до 100 процентов. В договорах стали чаще предусматривать возможность одностороннего отказа от исполнения договора или его одностороннего изменения. Причем не только в случае сущест-венного нарушения контрагентом своих обязательств, но и при наступлении событий, не зависящих от воли сторон. Например, при существенном изменении курса доллара США по отношению к рублю. Принципиально нового в договорах ничего не появилось. Положения сущест-вующих договоров и так предусматривали условия, касающиеся неплатежей или ответственности. Просто теперь они используются в полном объеме.
Какие способы сокращения издержек и затрат стал применять юридический отдел Дело в том, что у нас юридический отдел такими вопросами не занимается. Поэтому мы работаем в прежнем режиме. Теперь мы не включаем в цену договора расходы по оплате  доставки товара через курьерскую службу. Это специальное условие позволяет нам получить от контрагента возмещение документально подтвержденных расходов по доставке продукции и при этом сократить расходы на НДС с возмещенных сумм. Каких-либо значительных издержек и затрат у нас не было и ранее. До экономии на скрепках, к счастью, пока не дошло. Зарплаты в отделе также остаются адекватными выполняемой сотрудниками работе.
Появились ли какие-то новые иски, которых не было раньше?  В настоящее время новых исков не появилось, и надеемся, что не возникнет повода для их появления. Однако если кризис затянется, то, возможно, будут появляться иски, связанные со взысканием задолженности с покупателей по договорам. В нашей организации проблем с исполнением обязательств по договорам пока не возникало. Однако, по нашим наблюдениям, подобная ситуация становится нехарактерной. Увеличился объем работы с должниками. Суммы задолженности, на которые раньше смотрели сквозь пальцы, теперь взыскиваются и истребуются гораздо активнее. Сейчас мы пытаемся работать даже с заведомо безнадежными дебиторами, в том числе и в порядке исполнения судебных решений.
В данный момент для вас как юриста предпочтительнее досудебное разрешение споров или все-таки утвержденное судом мировое соглашение? Независимо от момента считаю, что досудебное разрешение спора все-таки лучше. При условии достижения взаимоприемлемого решения это позволяет не тратить время, а часто и деньги, на судебное разбирательство. Обращение в суд – это крайняя мера, когда договориться не удалось. Если учитывать время с момента подачи искового заявления и до момента рассмотрения дела по существу, то, безусловно, досудебное урегулирование предпочтительнее. Самое главное – письменно закрепить достигнутые с должником договоренности. В данный момент для меня приемлемо любое решение проблемы, приводящее к положительному для компании результату. Если выбирать между этими двумя вариантами, то получение, к примеру, оплаты в досудебном порядке явно предпочтительнее получения мирового соглашения, исполнения которого еще надо добиться.

Начать дискуссию