Заместитель министра регионального развития РФ Сергей Иванович Круглик ответил на вопросы редакции о законодательных изменениях, связанных с введением механизма саморегулирования в строительной отрасли.
Какова цель изменений, внесенных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ и другие законодательные акты?
Закон принят в рамках реализации единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Основной задачей, которую он призван решить, является создание саморегулируемых организаций (СРО) в области строительства, проектирования и инженерных изысканий, а также вытеснение из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственных структур представляется излишним и не оправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования.
Закон, во-первых, меняет систему отношений в строительной отрасли, так как отдельные полномочия государства переходят к саморегулируемым организациям, а во-вторых, регулирует весь механизм деятельности и функционирования саморегулируемой организации.
Таким образом, саморегулирование в данных областях деятельности возможно только в жестких рамках закона.
При этом целью введения механизма саморегулирования является не какое-то абстрактное наведение порядка в строительном бизнесе, а прежде всего обеспечение и повышение качества строительства.
Каков порядок перехода на новую систему регулирования?
С 1 января 2009 года прекращено предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий. При этом отмена лицензирования полностью произойдет только с 1 января 2010 года.
Весь 2009 год предполагает переходный период от государственного регулирования (лицензирования) к негосударственной форме регулирования (саморегулирования) в указанных областях деятельности.
Может ли организация выполнять строительно-монтажные работы, не являясь при этом членом саморегулируемой организации? Вправе ли организация вести строительную деятельность в переходный период в 2009 году, если у нее нет лицензии и она пока не стала членом саморегулируемой организации?
Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», членство в СРО добровольное. Между тем членство в СРО, предусмотренных поправками в Градостроительный кодекс РФ, обязательное.
Таким образом, без членства в СРО строительные организации не смогут заниматься своей деятельностью, так как не будут иметь допуска к рынку.
В то же время пунктом 2 приказа Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274 предусмотрено, что организации, выполняющие работы по проектированию и строительству только объектов, для которых не требуется получения разрешения на строительство, и объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, могут выполнять указанные работы, не вступая в СРО.
Будет ли оказываться помощь в создании саморегулируемых организаций со стороны министерства?
Для успешного преодоления переходного периода к саморегулированию планируем возглавить и контролировать работу по созданию указанных организаций. Для этого в Минрегионе России будет создан координационный совет по вопросам саморегулирования. В него войдут представители федеральных органов власти, государственных органов субъектов России, а также представители крупнейших общественных объединений. Будут созданы рабочие группы.
Новый механизм еще не заработал, а уже высказано немало критических замечаний. В этой связи планируется ли внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ?
Минрегионом России будут подготовлены поправки с учетом анализа предложений, поступающих от органов государственной власти, проектных и строительных организаций, а также правоприменительной практики в ходе создания и функционирования саморегулируемых организаций.
Определен ли перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства?
Да, Перечень разработан и утвержден приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274 (зарегистрирован в Минюсте России 16 декабря 2008 г.).
Каким образом в новых условиях будет обеспечиваться безопасность и качество работ?
Суть нововведения такова: все участники строительства объединяются в СРО в форме некоммерческих организаций, сведения о которых вносятся в государственный реестр СРО. Содержанием деятельности СРО является разработка и утверждение документов с требованиями к самим участникам строительной деятельности и работам, ими осуществляемым, а также контроль за соблюдением членами СРО требований этих документов. При этом СРО не имеет права контролировать соблюдение ее членами других требований, например налогового, трудового, таможенного законодательства.
Она действует только в своей сфере - обеспечения безопасности строительства.
Наряду с саморегулированием будут продолжать действовать и инструменты государственного контроля в виде государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и государственного строительного надзора за соответствием выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов.
Таким образом, нововведения призваны повысить качество инженерных изысканий, проектирования и строительства зданий и сооружений путем введения механизма саморегулирования взамен лицензирования при сохранении государственного контроля.
Начать дискуссию