Значительное число предприятий сферы торговли и услуг, от самых крупных до совсем небольших, для привлечения клиентов и создания благоприятной атмосферы проигрывают в зале обслуживания различные звуковые записи (фонограммы).
Это могут быть записи конкретных исполнителей, звуки для релаксации (шум воды, леса), передачи музыкальных радиостанций. Но часто ли предприниматели задумываются, насколько правомерно использование музыки и не нарушают ли они при этом права исполнителей и изготовителей фонограмм? Анализ законодательства в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о том, что бездоговорное и бесплатное использование фонограмм предпринимателями приводит к нарушению прав указанных лиц. К сожалению, не многие знают, что за звучание музыки в своем кафе или магазине предприниматель должен заплатить.
Рассмотрим более подробно, какие нормы действующего законодательства являются основанием для того, чтобы предприниматель «платил за музыку», каков размер таких выплат и что ждет того, кто все же решит не платить.
Кому принадлежит право на фонограмму?
До 1 января 2008 г. нормы, обязывающие производить выплаты за фонограммы, устанавливал Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». После введения в действие IV части ГК РФ, включившей весь массив законодательства в сфере интеллектуальной собственности, следует руководствоваться положениями главы 71 части IV ГК РФ «Права, смежные с авторскими», где праву на фонограммы посвящен отдельный параграф.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ фонограмма – это любая звуковая запись исполнения или иных звуков либо их отображения (отображение – это не что иное, как цифровая форма записи). Объектами записи могут быть любые звуки, их сочетания и комбинации (пение птиц, шум водопада, сигнал автомобиля), а не только конкретные музыкальные произведения. Технология записи, а также вид носителя не имеют значения.
Справка
Говоря о фонограмме, необходимо отметить, что в ее записи непосредственно участвуют исполнители и изготовители фонограмм, которые и являются ее правообладателями. Так, исполнитель (автор исполнения) – это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (певец, музыкант, актер и пр.) (ст. 1313 ГК РФ). Изготовитель фонограммы – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков (ст. 1322 ГК РФ).
Исполнителю в отношении его исполнения принадлежит исключительное право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования произведения. А изготовителям фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.
Кто должен платить за звучание фонограмм?
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. утверждены Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (далее – Правила). Указанные Правила вступили в силу с 1 января 2008 г.
Итак, в соответствии с Правилами плательщиками являются юридические лица и физические лица – индивидуальные предприниматели. Так, если предприниматель осуществляет или организует публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в месте, открытом для всеобщего пользования, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих обычному кругу семьи, то он должен заплатить за использование фонограммы.
Пример 1
К плательщикам за использование фонограмм относятся театры, концертные площадки, клубы, дискотеки, парки, стадионы, кинотеатры, казино, бары, кафе, рестораны, магазины, парикмахерские и даже маршрутные такси. Данный перечень является открытым.
Так, в Положении Российского авторского общества (РАО) о ставках авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями произведений за публичное исполнение музыкальных произведений с текстом или без текста, на 2008 год (утв. постановлением Авторского Совета РАО от 14 февраля 2008 г. № 8) все плательщики поделены на 12 групп, для каждой из которых предусмотрен свой размер выплат. Приведем данный перечень для того, чтобы у предпринимателя не возникло сомнения, указан ли его вид бизнеса в перечне плательщиков1 .
Итак, согласно документу плательщиками вознаграждения за использование фонограмм являются:
1) рестораны, кафе, бары, закусочные и другие предприятия общественного питания – при публичном исполнении произведений как с помощью технических средств (включая караоке и музыкальные автоматы), так и артистами-исполнителями или исполнительскими коллективами (живая музыка);
2) развлекательные предприятия:
а) клубы: музыкальные клубы, ночные клубы, караоке-клубы,
б) дискотеки и танцевальные площадки,
в) культурно-развлекательные центры, казино,
г) залы игровых клубов (игровые автоматы), компьютерных клубов, залы для игры в бильярд, пул, керлинг и боулинг, залы показа мод и проведения конкурсов красоты, отдельно стоящие системы караоке;
3) предприятия торговли, включая торговые павильоны, палатки, столы, стенды, киоски, магазины, торговые комплексы, автозаправочные станции, а также ярмарки, рынки, торговые территории – при музыкальном озвучивании торговых залов (торговых точек) и площадей в процессе торговли;
4) выставочные комплексы и выставочные залы – при станции, а также ярмарки, рынки, торговые территории – при музыкальном озвучивании выставочного комплекса при помещении выставочного зала при проведении выставок;
5) предприятия сферы услуг (парикмахерские, парикмахерские салоны, салоны красоты, косметические салоны, солярии, сауны, бани, залы обслуживания клиентов в финансово-кредитных и других учреждениях, ателье по ремонту, пошиву, пункты проката, прачечные, химчистки, Дворцы бракосочетания и отделы ЗАГС, а также организаторы торжеств – при использовании музыкальных произведений в процессе оказания услуг;
6) гостиницы, мотели (включая залы регистрации, холлы, номера, лифты) и кемпинги – при публичном исполнении музыкальных произведений в помещениях и на территории;
7) санаторно-курортные комплексы, пансионаты, дома отдыха, спортивные базы отдыха и т.п. (включая залы регистрации, холлы, номера, лифты) – при публичном исполнении музыкальных произведений в помещениях и на территории;
8) спортивные и спортивно-оздоровительные заведения: спортивные клубы и центры (фитнес-клубы, тренажерные залы, стадионы, катки, ролледромы, скейтпарки, аквапарки, велотреки, горнолыжные спуски и т.п.) – при музыкальном сопровождении соревнований, занятий и отдыха;
9) предприятия пассажирского транспорта при публичном исполнении произведений в транспортных средствах:
а) воздушный транспорт (авиакомпании),
б) железнодорожный транспорт,
в) морской и речной транспорт,
г) городской и международный транспорт;
10) аэропорты, порты и вокзалы – при публичном исполнении произведений в помещениях, на перронах, пристанях и прилегающей территории;
11) парки и сады культуры и отдыха, пляжи – при централизованном музыкальном озвучивании территории или при отдельном озвучивании аттракционов;
12) кинотеатры, видеосалоны, клубы, дома культуры и другие пользователи – при публичном исполнении музыкальных произведений, при публичном исполнении (показе) аудиовизуальных произведений.
Как видно из списка, платить должны все, даже ЗАГСы за исполнение вальса Мендельсона.
Для признания публичности использования фонограммы не требуется, чтобы конкретные люди фактически ее услышали, главное – создание такой возможности. Обратите внимание, что платить придется независимо от того, является ли использование фонограммы основным видом деятельности или нет (п. 2 Правил), а также от того, какая запись для этого использована – лицензионная или «пиратская».
Пример 2
Если в кафе, принадлежащем индивидуальному предпринимателю, запись песни используется только в качестве фона, он все равно обязан внести плату за ее использование.
Кому платить?
Поскольку фонограмма представляет собой зафиксированное звуковое исполнение, то вознаграждение за ее публичное использование полагается и исполнителям, и изготовителям фонограмм. Конечно, можно заключить договоры с каждым из них отдельно, но это создаст лишние трудности для предпринимателя и потребует больших организационных и временных затрат: нужно будет найти всех исполнителей и изготовителей фонограмм, договориться с каждым о размере вознаграждения, заключить с ними договоры, после чего – производить выплаты.
Однако для фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, действующее законодательство предусматривает некоторое ограничение прав исполнителей и изготовителей фонограмм. В частности, разрешается исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю без разрешения исполнителя и изготовителя фонограммы, но с обязательной выплатой им вознаграждения (ст. 1326 ГК РФ).
Чтобы не заключать многочисленные договоры, сбором, распределением и выплатой вознаграждения занимаются организации по управлению правами исполнителей и изготовителей фонограмм на коллективной основе.
На сегодняшний день создано значительное число организаций, управляющих правами на коллективной основе. Согласно пункту 3 статьи 1242 ГК РФ основанием для деятельности подобной организации является письменный договор, заключаемый такой организацией с правообладателями о передаче полномочий по управлению правами. С пользователями организация по управлению правами на коллективной основе заключает лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, и собирает с пользователей вознаграждение за использование произведений (пункт 1 статьи 1243 ГК РФ). В нашем случае пользователем является предприниматель.
Многие организации по управлению правами дублируют друг друга и устанавливают разные ставки, в том числе за использование фонограмм. Так, основными организациями в сфере коллективного управления смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм являются: Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российское фонографическое агентство (РФА), Российский союз правообладателей (РСП), созданный недавно при поддержке РАО. Стоит отметить, что указанные организации находятся не в самых дружеских отношениях, поскольку конкурируют в борьбе за тех, кто заключит с ними договоры по выплате вознаграждения за использование фонограмм.
Согласно пункту 1 статьи 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в шести сферах коллективного управления, одной из которых является управление правами исполнителей и (или) изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. утверждено «Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами». Следует иметь в виду, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления может быть получена только одной организацией по управлению правами.
Главное отличие аккредитованной организации будет состоять в том, что кроме управления правами тех правообладателей, с которыми у организации заключены соответствующие договоры, она вправе управлять правами и собирать вознаграждение и для тех правообладателей, с которыми такие договоры отсутствуют. То есть она «по умолчанию» представляет интересы всех исполнителей и изготовителей фонограмм. На практике данное обстоятельство призвано значительно облегчить жизнь предпринимателя, использующего фонограммы, поскольку не важно, заключен у такой организации договор с конкретным исполнителем и изготовителем фонограмм или нет. Однако на сегодняшний день ни одна организация пока не получила государственную аккредитацию.
Пример 3
В парикмахерской, баре, фойе гостиницы, принадлежащих предпринимателю, могут быть использованы конкретные фонограммы (песни определенных певцов, композиторов, записанные на диски, периодически используемые предпринимателем). В этом случае он заранее знает, за чьи фонограммы он будет платить, и должен выбрать ту организацию, которая представляет интересы данных исполнителей и изготовителей. Однако в качестве музыкального сопровождения нередко используется радио. В такой ситуации нельзя заранее знать, чьи именно фонограммы прозвучат в эфире, соответственно, невозможно точно определить, с какими организациями заключили договоры правообладатели и куда нужно обращаться предпринимателю. Аккредитация снимает эту проблему.
Первоначальная аккредитация будет предоставлена на 5 лет, после чего при отсутствии замечаний со стороны контролирующих органов срок аккредитации составит 5–10 лет. Проводит аккредитацию федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав
Что станет с организациями, не получившими аккредитации? И как быть предпринимателю, уже заключившему договор с одной из них? Паниковать в этом случае не стоит. В ГК РФ отмечается, что наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе. Однако такие организации не вправе заключать договоры с пользователями от имени всех исполнителей и изготовителей фонограмм, а только в интересах тех исполнителей и изготовителей фонограмм, которые предоставили им соответствующие полномочия.
Списки таких правообладателей можно посмотреть на сайте указанных организаций в реестрах правообладателей либо запросить непосредственно в организации. Данные из реестров предоставляются всем заинтересованным лицам за исключением сведений, которые в соответствии с законодательством не могут разглашаться без согласия самого правообладателя.
Предпринимателю с организацией, управляющей правами на коллективной основе, необходимо заключить договор, на основании которого и будет вноситься та или иная денежная сумма. В договоре определяются размер и срок выплаты. Вместе с выплатой вознаграждения предприниматели должны будут предоставить аккредитованной организации документы, а также иные сведения, необходимые для сбора и распределения вознаграждения. Перечень этих сведений определяется договором (п. 4 Правил) и, как правило, обусловлен теми техническими средствами, которые задействованы в автоматизированной системе распределения гонорара.
После заключения договора предприниматель обязан производить ежемесячные выплаты за использование фонограмм, а организация, управляющая правами на коллективной основе, – распределять вознаграждение между исполнителями и изготовителями фонограмм.
Однако существование обществ по управлению правами на коллективной основе не исключает возможности прямого заключения договора с исполнителями и изготовителями фонограмм. В любом случае предприниматель вправе выбрать наиболее удобный для него вариант.
Сколько платить?
Не секрет, что за использование фонограмм платят лишь немногие. Так, на сайте РОУПИ отмечается, что «в Новосибирске около полутора тысяч заведений общественного назначения, работа которых не мыслима без музыкального фона. И только один процент всех заведений отчисляет положенные по закону вознаграждения музыкантам, авторам текстов, исполнителям, создателям фонограмм и их родственникам, получившим права на эти записи. Оставшиеся 99 процентов заведений продолжают грубо нарушать закон»2 .
Для предпринимателя вопрос о том, сколько платить, безусловно, является актуальным. В Правилах, утвержденных Правительством РФ, отмечается, что при расчете вознаграждения во внимание принимаются следующие аспекты:
какова минимальная ставка авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за передачу произведения в эфир по кабелю; является ли использование фонограмм основным видом деятельности для предпринимателя или нет; взимается ли плата за прослушивание с клиентов; каков размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.Как видно, ставки вознаграждения законодательно не установлены. Конкретный размер определяется аккредитованной организацией в договоре, заключаемом с предпринимателем.
Отметим для примера ряд цифр, зафиксированных в Положении о ставках авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями произведений за публичное исполнение музыкальных произведений с текстом или без текста, на 2008 год. Для каждой из 12 указанных выше категорий РАО установило различные ставки.
Пример 4
Количество посадочных мест в помещении
Ежемесячные платежи (руб.)
Столовые, закусочные
Бары, кафе
Рестораны
1. Публичное исполнение с помощью технических средств (радио, телевидение, магнитола, музыкальные центры и др.)
Не более 10
300
400
500
от 11 до 20
500
800
1 000
от 21 до 30
1 000
1 300
1 500
от 31 до 40
1 200
1 800
2 000
от 41 до 50
1 500
2 300
2 500
от 51 до 60
1 700
2 800
3 000
от 61 до 70
2 000
3 200
3 500
от 71 до 84
2 200
3 900
4 200
от 85 до 100
2 500
4 700
5 000
от 101 до 150
2 600
6 200
6 750
от 151 до 180
2 700
7 500
8 100
от 181 и выше
2 700 + 10 руб. за каждое посадочное место
7 500 + 20 руб. за каждое посадочное место
8 100 + 30 руб. за каждое посадочное место
Ставки для предприятий торговли (п. 3 перечня, приведенного на стр. 40) зависят от площади помещения. Так, если площадь магазина не более 100 кв.м, то ставка составляет 500 руб. в месяц (как и для секций, отделов, торговых платок, киосков, столов и стендов).
Для ателье, пунктов проката, прачечных, химчисток и парикмахерских ставка равняется 300 руб., для парикмахерских салонов – уже 1 000 руб., для парикмахерских салонов класса люкс, салонов красоты, косметических салонов, солярия – 1 500 руб.
В дополнение к установленным ставкам РАО использует понижающие коэффициенты в зависимости от численности жителей в населенном пункте: чем меньше жителей, тем ниже ставка. Корректирующие коэффициенты предусмотрены и для сетевых предприятий. Для тех, кто впервые заключает лицензионный договор с РАО, плата за первый год снижается на 20% (исключением являются тарифы, установленные в процентах).
На первый взгляд, несколько абсурдным кажется тот факт, что предприниматель должен платить и тогда, когда включает какую-либо радиостанцию. Однако судебная практика подтверждает обязанность внесения платы и в этом случае. В частности, судом было подтверждено, что публичная трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» в качестве фона без заключения соответствующих договоров с авторами музыкальных произведений, включенных в радиопередачи, либо без заключения лицензионного договора является неправомерной.
Судебное решение, приведенное далее, было принято несколько лет назад, но пока судебной практики по делам, связанным с выплатой вознаграждения за использование фонограмм предпринимателями, совсем немного. В настоящее время в судебном порядке взыскивается невыплаченное вознаграждение, в основном с юридических лиц. Однако в ближайшем будущем, после проведения государственной аккредитации, стоит ожидать усиления активности по борьбе с неплательщиками, в том числе и индивидуальными предпринимателями.
Судебно-арбитражная практика
Общественная организация «Российское авторское общество» (РАО) в интересах группы авторов – членов РАО обратилось в суд с иском к К. о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав. В исковом заявлении было отмечено, что 17 октября 2004 года в помещении ресторана, в котором ответчица осуществляла предпринимательскую деятельность по организации питания и досуга, были публично исполнены музыкальные произведения, стоящие в программных блоках радиостанции «Европа Плюс». Соглашения с авторами не были оформлены надлежащим образом, что привело к нарушению их имущественного исключительного права.
Решением городского суда от 20 мая 2005 г. в удовлетворении исковых требований РАО было отказано. Последующими судебными инстанциями данное решение было оставлено без изменения.
Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение городского суда, определение судебной коллегии по гражданским делам верховного суда республики и постановление президиума верховного суда республики. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указаниями на допущенные судами существенные нарушения норм материального права.
В частности, было отмечено следующее. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в том числе при публичном исполнении произведения. Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что К. не осуществляла незаконное публичное исполнение музыкальных произведений, посетителям ресторана была лишь предоставлена возможность прослушивания программы эфирного вещания радиостанции «Европа Плюс». Последующие судебные инстанции согласились с данным выводом.
Вместе с тем согласно ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения – это любой показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.
Передача организации эфирного или кабельного вещания является объектом смежных прав таких организаций. Использование исполнения допускается при условии выплаты исполнителю вознаграждения. Право на вознаграждение – неотъемлемое право исполнителя, и его невыполнение должно квалифицироваться как нарушение смежных прав. Следовательно, в силу закона к публичному исполнению музыкальных произведений относится любое сообщение передач организаций эфирного вещания, включающих данные произведения, в месте, открытом для свободного посещения, которым и является ресторан.
Как установил суд и усматривается из материалов дела, трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» осуществлялась в помещении ресторана не для личного, а для коллективного прослушивания. Таким образом, публичное использование ответчиком музыкальных произведений, транслируемых радиостанцией «Европа Плюс» без заключения соответствующих договоров с авторами произведений либо без лицензионного соглашения, является неправомерным (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ № 42-В07-4).Кто получит вознаграждение?
Получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) на территории России в соответствии со статьями 1321 и 1328 ГК РФ.
Правилами предусматривается, что если сбор вознаграждения осуществляется одной аккредитованной организацией в отношении исполнителей и изготовителей фонограмм, то распределяется он в следующей пропорции: 50% – исполнителям, 50% – изготовителям фонограмм. Ранее при наличии соглашения допускалось распределение в иной пропорции.
Что касается конкретных исполнителей и изготовителей фонограмм, то вознаграждение распределятся пропорционально их фактическому использованию на основании отчетов, которые предприниматели предоставляют в аккредитованную организацию. Для подсчета точных сумм вознаграждения используются и другие сведения, в том числе статистические данные.
Вознаграждение выплачивается в сроки, предусмотренные уставом организации, но не реже четырех раз в год самой организацией, осуществляющей сбор вознаграждения, либо иной организацией, управляющей правами получателя (п. 6 Правил). Организация по управлению правами на коллективной основе не только выплачивает правообладателям вознаграждение, но и предоставляет им отчет об использовании их прав, о размере собранного вознаграждения и о суммах, удержанных из него (пункт 4 статьи 1243 ГК РФ).
Санкции
Невыплата вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм является не чем иным, как нарушением смежных прав указанных лиц. За подобное нарушение действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности.
Статья 1311 ГК РФ устанавливает гражданско-правовую ответственность. Так, если правообладателю удастся доказать нарушение его прав, то он вправе требовать от нарушителя по своему выбору возмещения убытков или выплаты компенсации. Ее сумма составляет от 10 тыс. до 5 млн рублей (точная сумма определяется судом) или двойную стоимость правомерного использования такого объекта при сравнимых обстоятельствах.
Административная ответственность установлена статьей 7.12 КоАП РФ: штраф должностных лиц – от 10 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, юридических лиц – от 30 до 40 тыс. рублей. При этом квалифицирующим признаком по статье 7.12 КоАП РФ признается такая цель нарушения, как извлечение дохода от незаконного использования смежных прав.
Обратите внимание на то, что оба вида ответственности могут быть применены одновременно.
Можно ли избежать выплаты вознаграждения за использование фонограммы?
ГК РФ допускает несколько случаев свободного использования фонограмм как объектов смежных прав, а именно:
воспроизведение в личных целях (ст. 1273 ГК РФ), использование в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ), публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ), воспроизведение для целей правоприменения (ст. 1278 ГК РФ), запись организацией эфирного вещания в целях краткосрочного использования (ст. 1279 ГК РФ).Как видно, ни один из перечисленных вариантов свободного использования фонограммы индивидуальному предпринимателю не подходит.
Еще одним случаем свободного использования фонограммы является ее переход в общественное достояние, который происходит после того, как истек срок действия исключительного права на нее. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована (при условии, что обнародование состоялось в течение пятидесяти лет после записи). Следует иметь в виду, что в мировой практике пятидесятилетний срок является наиболее распространенным. Однако есть страны, в которых установлены иные сроки действия исключительного права. Так, в Бразилии он составляет 70 лет, в США – 75.
Фонограмма, перешедшая в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (пункт 2 статьи 1282 ГК РФ).
Таким образом, если фонограмма прозвучала (была обнародована) более пятидесяти лет назад, то платить за ее использование не нужно.
Допустим, срок исключительного права еще не истек, а изготовителя фонограммы уже нет в живых. Нужно ли платить в таком случае, ведь получается, что правообладатель отсутствует. Кому в этом случае пойдет вознаграждение? Согласно ГК РФ исключительное право на фонограмму в пределах оставшегося срока переходит к наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы, поэтому выплаты являются обязательными в течение всего срока.
Итак, действующее законодательство обязывает всех предпринимателей платить за использование фонограмм. Однако лишь немногие это делают. Вместе с тем суммы, подлежащие выплате, не настолько велики, чтобы стоило из-за их экономии попадать под действие ответственности, установленной законом. Кроме того, учитывая усиление борьбы с нарушениями в области авторских и смежных прав, стоит ожидать более активной деятельности как государственных органов, так и организаций по управлению правами на коллективной основе, направленной на работу с неплательщиками.
Комментарии
9к ПОЛОЖЕНИЮ
о ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение музыкальных
произведений (с текстом или без текста), отрывков музыкально-драматических
и иных произведений
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Авторского Совета РАО
от 12 декабря 2008 года №3
Ставки авторского вознаграждения для пользователей, осуществляющих публичное исполнение произведений в предприятиях торговли, на торговых территориях
и торговых точках
Публичное исполнение произведений Озвучиваемая площадь (м2) Ежемесячный платеж
1. В магазинах, торговых павильонах, комплексах, центрах, автосалонах, аптеках, на ярмарках, рынках и т.п.
кв.м. руб.
до 101 - 500 руб.
101 – 300 - 500 руб. плюс 4 руб. за
каждый 1 м2 свыше 100 м2
301 – 1 000 - 1300 руб. плюс 3 руб. за каждый 1 м2 свыше 300 м2
1 001 – 2 500 - 3 300 руб. плюс 2 руб. за каждый 1 м2 свыше 1000 м2
свыше 2 500 - 6 300 руб. плюс 1 руб. за каждый 1 м2 свыше 2500 м2
2. В торговых палатках, киосках и т.п. независимо
от площади 500 руб. за торговую точку
3. На автозаправочных станциях (АЗС) 2 500 руб. за каждую АЗС
Дополнительные платежи
4. При выступлении исполнителей При платном входе При бесплатном входе
5% от дохода (выручки) от продажи билетов 10 руб. за 1 м2 озвучиваемой площади за каждое мероприятие
5. При использовании музыкальных автоматов и систем караоке с взиманием платы за их использование Ежемесячный платеж
1 000 руб. за каждый музыкальный автомат, систему караоке
6. В холлах, фойе, проходах, лифтах и на межэтажных площадках 2 руб. за 1 м2 озвучиваемой площади
7. На прилегающей территории
до 1 000 м2
от 1 000 до 5 000 м2
от 5 000 м2
если площадь точно определить невозможно
0,75 руб. за 1 м2
750 руб. плюс 0,50 руб. за каждый 1 м2 свыше 1 000 м2
2 750 руб. плюс 0,25 руб. за каждый 1 м2 свыше 5 000 м2
к ставке, рассчитанной в соответствии с п.п.1-3 настоящего Приложения, применяется коэффициент 1,1